Новые ДБН: какими станут школы и детсады
Взгляд тайного покупателя на новые Государственные строительные нормы
Совсем скоро, уже этой осенью, в действие вступят новые Государственные строительные нормы (или, как их сокращенно называют ДБН). Давайте посмотрим, какими будут новые школы и детские сады, новые требования к проектированию которых регламентированы в ДБН В.2.2-3:2018 «Будинки і споруди. Заклади освіти» и ДБН В.2.2-4:2018 «Будинки і споруди. Заклади дошкільної освіти»
Основные изменения, предусмотренные в новых ДБН, касаются, по сути, двух важных аспектов проектирования зданий школ и детских садиков.
Первый — доступность. Если в ранее действующих строительных нормах вопрос физической доступности учебных и воспитательных заведений для детей с особыми потребностями, по сути, никак не регламентировался, то новые нормы в этом плане по-настоящему близки к нормам цивилизованного общества. В частности, в детских садиках, средних школах, училищах и других учебных заведениях проектировщики будут обязаны предусмотреть возможность инклюзивного обучения. Речь идет, в первую очередь, о пандусах на входах в здания, достаточной ширине дверных проемов, подъемниках. То есть, проектировщики должны будут позаботиться обо всех тех «мелочах», которые обычный человек не замечает, но которые делали здания учебных заведений попросту неприступным для деток с инвалидностью.
Второй аспект — энергоэффективность. В старых строительных нормах никаких отдельных требований к зданиям учебных и воспитательных заведений не предъявлялось. Теперь же они должны будут соответствовать «оптимальному уровню энергозатрат при эксплуатации», быть оснащены системами учета и регулирования использования энергоресурсов.
Не новое новшество
Еще один аспект, подающийся как революционное новшество «свежего» ДБН В.2.2-4:2018 — возможность размещения детских садиков во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях жилых домов. В частности, речь идет о том, что именно новый документ позволяет располагать дошкольные заведения во:
- встроенных помещениях на 1-2 этажах жилых домов — групп кратковременного (до 4-х часов) пребывания детей дошкольного возраста и дошкольных учебных заведений общего развития (яслей, яслей-садов, детских садов) вместительностью до 80 мест (до четырех групп);
- встроенно-пристроенных помещениях на 1-2 этажах жилых домов — дошкольных учебных заведений общего развития вместительностью до 120 мест (до шести групп);
- пристроенных к жилым зданиях помещениях — дошкольных учебных заведений общего развития вместительностью до 160 мест (до восьми групп).
Но если внимательно прочитать старый ДБН В.2.2-4-97 «Будинки та споруди. Будинки та споруди дитячих дошкільних закладів», то становится понятно, что не такое уж это и новшество. Пункт 3.5 ДБН В.2.2-4-97 вполне себе разрешал пристраивать дошкольные учреждения общего типа (вместительностью до 160 мест) к глухим торцам жилых домов, а пункт 1.6 — размещать помещения для групп кратковременного пребывания деток (до 4 часов) — на первых-вторых этажах жилых домов.
Конечно, новый ДБН значительно расширяет возможности размещения детских воспитательных учреждений в жилых домах, но говорить о том, что «раньше это было запрещено» — было бы не совсем корректно.
Групп в садиках станет больше
Новые ДБН несколько увеличивают максимальную вместительность новых и реконструируемых детских садиков. Так, если по ДБН В.2.2-4-97 максимальная вместительность детского сада составляла 280 мест (14 групп), то ДБН В.2.2-4:2018 позволяет проектировать детсады на 300 мест (16 групп).
При этом количество деток в одной группе должно оставаться неизменным: не более 20 воспитанников в детсадах, 15 — в яслях и до 10 — в группах краткосрочного пребывания детей дошкольного возраста.
Новые ДБН В.2.2-4:2018 и В.2.2-3:2018 позволяют строить учебные и воспитательные заведения на участках земли меньшей площади — примечание к пункту 5.1 (ДБН В.2.2-3:2018) гласит, что «в условиях плотной застройки допускается уменьшение площади участка земли, на которой строится учебное заведение». «Экономия» земли может достигать 20%, по отношению к площади участка, регламентированной ДБН 360.
Школы станут безопаснее и современнее
Новые нормы повышают и безопасность учебных заведений. В частности, ДБН В.2.2-3:2018 «Будинки і споруди. Заклади освіти» вводит обязательную норму установки свободно открывающихся изнутри дверей, позволяющих покинуть помещение школы в случае чрезвычайного происшествия.
Также новые ДБН оптимизируют перечень вспомогательных помещений, которые в обязательном порядке должны находиться в учебном заведении. В частности, пункт 6.54 отменяет норму обязательной «комплектации» школы или училища стоматологическим кабинетом и комнатой физиотерапии, оставив из обязательного перечня кабинет терапевта, процедурную и комнату психофизиологической разгрузки. Также вполне современным выглядит разрешение устраивать в хозяйственной зоне школ и училищ стоянки для автомобилей преподавателей и сотрудников учебного заведения — раньше такая возможность не была предусмотрена.
А вот разрешение располагать спортивные залы в учебных заведениях один над другим (согласно п. 6.7) - не такая уж удачная идея. Ведь площадь спортзалов гораздо больше обычных помещений, потолки — выше, а несущих конструкций — меньше, чем в обычных помещениях. Поэтому перекрытие между ними, вероятно, будет испытывать повышенную нагрузку. И такое размещение выглядит потенциально опасным.
Зато в новых ДБН наконец-то признаются варианты организации учебного процесса, отличные от всем нам знакомой фронтальной формы занятий (когда дети сидят за партами, расположенными друг за дружкой). Пункт 6.13 оговаривает дополнительное требование к проектированию помещений, в которых учебный процесс предполагает смешанный (фронтальный, групповой и индивидуальный) формат — а именно, увеличение площади класса до 3 кв.м на одного ученика. В то же время, если в школе предполагается вести преподавание «по старинке», то данное требование снимается, и на одного ученика по-прежнему будет полагаться не более 2,4 кв.м. площади класса.
Источник: Где в Киеве жить хорошо?