Перед Европой сейчас возникают более серьезные вызовы, чем пять лет назад
Что ждет Европу с приходом пророссийских партий к власти?
Выборы в Европарламент показали, что политический ландшафт Европы еще держится вместе – несмотря на значительные внешние землетрясения. Центристы укрепили свои позиции, и это хорошо.
Две ключевые партии Европарламента – Европейская народная партия и Социал-демократы, очевидно, снова создадут скелет большинства, а Урсула фон дер Ляйен имеет шансы сохранить свой пост.
Рост ультраправых – это тревожный, но ожидаемый результат. Однако важно понимать, что понятие «правые» в европейском контексте – это очень широкое понятие.
К правым группам относят и партию проукраинского премьера Италии Мелони, и непроукраинскую Марин Ле Пен из Франции, и пророссийскую немецкую «Альтернативы», и польскую «Право и справедливость» Дуды. Все эти группы ни в коем случае не смогут создать системную альтернативу центристам. Их максимальная цель – суметь заблокировать решение парламента. Но опять же – это цель не у всех.
Отдельные важные страны:
- Франция – поражение партии Макрона, – из всех новостей о евровыборах – это самая плохая новость для Украины. Теперь через досрочные выборы Макрон сосредоточится преимущественно на внутренних вопросах и будет меньше заниматься решительными внешнеполитическими инициативами.
- Венгрия – оппозиция Орбану становится сильнее, монополизации власти Избрана в Венгрии не будет.
- Германия – рост популярности «Альтернативы», но вместе с тем и рост оппозиционного ХДС, лидер которого Фридрих Мерц, поддерживает, в частности, предоставление Украине германских крылатых ракет.
- Италия – победа партии Джорджии Мелони. Как для уязвимой к популизму Италии доминирование Мелони – это неплохой результат с точки зрения украинских интересов.
- Польша – победа Туска означает более активную внешнюю политику Варшавы и усиление ее сотрудничества с Брюсселем, и это хороший знак.
В целом, в Европе все основные решения все равно принимаются на уровне национальных парламентов. Европарламент – скорее символическую роль. Однако перед Европой сейчас встают более серьезные вызовы, чем пять лет назад. Евросоюзу нужно реформироваться, чтобы обеспечить безопасность на континенте даже при изоляции США. Поэтому европарламентариям будет тяжело – при условии усиления ультраправых партий им будет сложно сформировать единую и централизованную политику безопасности – главный вызов, который будет стоять перед новым/старым большинством Европарламента.