Роман Виктюк и «нехорошая квартира» Сталина
Театр Виктюка инициировал платные экскурсии в спальню-гостиную режиссера
28 октября исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера Романа Григорьевича Виктюка (1936-2020), которого считают своим и русские, и украинские театральные круги.
В преддверии юбилейной даты Романа Виктюка, дай, думаю, поинтересуюсь, что там творит московский Театр Виктюка, в Сокольниках, в знаменитом помещении «Дом Света» архитектора Константина Мельникова.
Лучше бы не интересовался. А то возмутился. И решил на эту тему написать не юбилейно-елейный пост о режиссере, а более публицистический...
Так вот, как оказалось, московский Театр Романа Виктюка с 20 по 28 октября инициировал платные экскурсии в спальню-гостиную Романа Григорьевича Виктюка, то есть в знаменитую квартиру режиссера, находящуюся по адресу: Москва, Тверская улица, 4.
Еще в 90-е режиссер поселился в квартире после личного распоряжения тогдашнего мэра Юрия Лужкова. Квартира имеет площадь 66 квадратных метров. И, по версиям некоторых риелторов, стоимость виктюковской квартиры на сегодня достигает около 50 млн рублей.
Ранее в этом доме, недалеко от Кремля, жил родной сын Сталина – Василий Иосифович. И Виктюк частенько обыгрывал этот неожиданный сюжет о своем мистериальном московском бытии: мол, тени исторического прошлого частенько беспокоят его по темными ночами без сна...
И вот московский театр имени Виктюка на своем официальном сайте активно анонсирует, что теперь каждая желающая зевака сможет, приобретя билет за 2 тысячи рублей, прийти не в музей (потому что мемориального музея там нет), а в спальню-гостиную режиссера, который при жизни никого лишнего туда даже на порог не пускал.
Это был его личный мир, закрытый от посторонних глаз. И если спекулянты-оболтусы из московского Театра Виктюка забыли любимое слово Мастера, то я им его мгновенно напомню – «тайна».
Тайна Театра, Тайна личной жизни, Тайна Женщины, тайна Мужчины, Тайна Любви, Жизни и Смерти.
Это слово никогда не исчезало из его лексикона.
Вот и возмущает. Могли бы предсказать и реакцию самого Романа Григорьевича на затею водить в его спальню и гостиную очереди зевак за 2 тысячи рублей. В лучшем случае он бы послал их всех в известное животворное пространство на букву «п», или обругал бы в своем фирменном стиле: «Старые б...!» Предусматривая под «б» – женщин и мужчин с низкой социальной ответственностью.
Пока мне доподлинно неизвестно, кто имеет законные права на «нехорошую квартиру» Виктюка-Сталина возле Красной площади. Некоторые СМИ пишут, что квартира перешла в собственность города Москва, потому что режиссер якобы не оставил завещания. Другие же говорят, что доступ к квартире и праву на нее имеет львовская племянница режиссера – Катя Виктюк.
Не настаиваю, какая версия достоверна. Будущее покажет. Когда будут продавать.
Между тем, «будущее» уже показывает, что московский театр Романа Виктюка такими мероприятиями, как экскурсии в гостиную-уборную хочет сделать образ режиссера достоянием сугубо массовой культуры и объектом любопытства вульгарного обывателя.
Вульгарного московского обывателя, конечно, не заинтересуешь влиянием эстетики Александра Таирова на сценическую эстетику Романа Виктюка, а вот периодические экскурсии в спальню, где сегодня демонстрируют пиджаки Виктюка, а завтра – трусы Виктюка, – это, пожалуй, то, что нужно для телепрограмм Андрея Малахова, Леры Кудрявцевой и других черноротых болтунов.
Еще раз настаиваю (как журналист-критик, часто общавшийся с режиссером во время его визитов в Украину): сам Роман Григорьевич Виктюк лишь иногда открывал «тайну» своих репетиций, которые иногда у него были открытыми и превращались в полноценные театральные представления с его же криками, матами и слезами влюбленных в режиссера актеров.
В остальном – все «тайна».
С кем он действительно жил и кого на самом деле он любил – «тайна».
Почему в 90-х он не эмигрировал в Европу, где его эстетику приняли бы на «ура» – «тайна».
Какие личные драмы он оставил во Львове и почему родной город ему постоянно болел, раздражал его душу – «тайна».
Почему не соревновался за театр в центре столицы Украины, иногда возникали такие предложения (со стороны экс-министра культуры Михаила Кулиняка) – «тайна».
«Тайна», а не спальня – это настоящий Роман Виктюк. Потому что он не желтое чучело, которым его хотят сделать так называемые нынешние ученики из московского театра Виктюка.
И еще вам открою одну его «тайну»: у него не было и не могло быть прямых учеников, в том смысле, как мы себе это представляем. Он делал искусственный эфемерный театр, тайнами которого никого не научишь. Учеников не было, были и есть сомнительные последователи-спекулянты. А это совсем разные сюжеты.
Впрочем, никого не удивляет, что не было прямых «учеников» у Георгия Товстоногова, Сергея Данченко, Эймунтаса Някрошюса, у них были только последователи или имитаторы.
И то, что вытворят так называемые «московские ученики» Виктюка с его пиджаками, спальнями и прочими аттракционами, – это типичный антиВиктюк. Режиссер, кстати, в последние годы жизни был очень обижен на московскую театральную мафию, иногда говорил мне: «Одна Таня Москвина пишет правду о московской бл...кой театральной мафии, другие – перекрасились под золото коррупционных «золотых масок».
И в таких его фразах была настоящая горечь знаменитого режиссера, который чувствовал, что театральная мафия лепит из него желтое чучело скандалиста и мало реагирует на последние серьезные представления (например, «Король-Арлекин»), где пульсировал настоящий истинный Виктюк: ранимый, одержимый. парадоксальный, честный, таинственный.
Вот поэтому меня и возмутили анонсированные экскурсии в спальню-гостиную дорогого мне режиссера и посмертный карнавал с его пиджаками. Не вы ли ему их покупали, не вам и таскать его личный гардероб на экскурсии.
Повторюсь, предполагаю, как бы он сам отреагировал на подобные посмертные спекуляции на своем имени: «Б...ди!».
И это еще самое нежное из возможных фирменных образных высказываний.
Думая о спальнях и пиджаках бедного Романа Григорьевича Виктюка в московском интерьере, вспомнились строки поэта Евгения Евтушенко о Владимире Высоцком:
«Киоск звукозаписи около пляжа.
Жизнь кончилась.
И началась распродажа...»
- Скоты в искусстве. Как бандиты с донбасских фронтов решили заняться театром
- Степан Олексенко. История некоронованного короля Театра Франко
- Дмитрию Луценко – 100. Интервью с сыном легендарного поэта
- Николай Бажан. Украинский поэт, которого «канонизировал» Сталин
- «И вырвал грешный мой язык». Будут ли «русские» театры в Украине исполнять языковой закон?