Российские истребители в небе над Балтикой. В Кремле довольны результатом

Российские самолеты нарушили воздушное пространство Эстонии
фото: wikipedia.org

Российские самолеты МиГ-31 вошли в воздушное пространство Эстонии

В небе над Балтикой. Для начала словами официоза.

1. Факты

«Российские истребители МиГ-31 вошли в воздушное пространство Эстонии в районе острова Вайндлу, который является небольшим островом, расположенным в Балтийском море, заявили эстонские военные. Самолеты не имели планов полета и их транспондеры были выключены, говорится в заявлении. Самолеты не были в двусторонней радиосвязи с эстонскими службами воздушного движения. Истребители ВВС Италии F-35, которые в настоящее время развернуты в рамках Балтийской воздушно-полицейской миссии НАТО, отреагировали на инцидент».

«Ранее российские самолеты нарушили воздушное пространство Эстонии», – заявила пресс-секретарь альянса Эллисон Харт в своем заявлении в социальных сетях. «НАТО немедленно отреагировало и перехватило российский самолет. Это еще один пример безрассудного поведения России и способности НАТО реагировать».

«Россия уже четыре раза нарушила воздушное пространство Эстонии в этом году, что само по себе неприемлемо. Но вторжение с участием трех истребителей, которые вошли в наше воздушное пространство, является беспрецедентно наглым», – сказал министр иностранных дел Маргус Цахкна. «Все более широкое тестирование границ России и растущая агрессивность должны быть встречены быстрым ростом политического и экономического давления».

Для справки:

Когда три страны Балтии присоединились к НАТО в 2004 году, на авиабазе Шяуляй, Литва, была создана Воздушная полиция НАТО. В 2014 году, после незаконной и нелегитимной аннексии Крыма Россией, на авиабазе Эмари (Эстония) было создано второе присутствие Воздушной полиции НАТО в соответствии с мерами обеспечения Альянса для своих восточных союзников. Истребители, предназначенные для миссии Балтийской воздушной полиции НАТО, часто запускаются для визуальной идентификации самолетов ВКС Российской Федерации. Высокая доля полетной активности ВВС РФ обусловлена географическим положением российского эксклава Калининград; самолеты ВВС РФ регулярно летают из материковой части России в Калининград и обратно. Они часто приближаются или летают вблизи воздушного пространства НАТО, не используя транспондеры, не связываясь с Управлением воздушного движения и не подавая план полета.

2. Реакции

  • «Чрезвычайно опасная провокация», – говорит Каллас из ЕС о российских истребителях над Эстонией, что «дальше эскалирует напряженность в регионе». Эстонский инцидент показывает «серьезность российской угрозы», – говорит премьер-министр Швеции.
  • Россия «наращивает напряженность ... и проверяет, как далеко она может зайти», предупреждает премьер-министр Чехии.
  • Россия «непосредственно угрожает евроатлантической безопасности», — говорит министр иностранных дел Литвы.
  • Президент Европейского совета Антониу Кошта заявил, что лидеры ЕС обсудят «коллективный ответ на действия России» на предстоящем неформальном заседании Европейского совета в Копенгагене 1 октября.
  • Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен также сослалась на эстонский инцидент, связав его с необходимостью «быстро» утвердить новый пакет санкций против России, предложенный ранее (имеется в виду 19-й пакет, одобренный Еврокомиссией, но который еще требует утверждения Советом ЕС, где Орбан и Фицо могут иметь другое мнение и не пойдут пить кофе).

3. Теперь выводы

1. Если вы считаете, что это было очередное тестирование реакции НАТО на «активные меры» РФ, то вы не сильно ошибаетесь, но на самом деле реакции Альянса уже давно изучены, начиная с 16 декабря 2022 г. (крылатая ракета Х-55, упавшая в районе Быдгоща) и заканчивая массированным залетом БПЛА в Польшу в ночь на 10 сентября 2025 г. и одиночным в Румынию 13 сентября. Эти реакции – многословная эквилибристика из Брюсселя и Варшавы при отсутствии вооруженного противодействия – давно изучены, прогнозируемы и ничего, кроме смеха в Москве, не вызывают.

2. Акция 19 сентября 2025 года имела целью глубокое тестирование реакции систем ПВО стран НАТО в зоне Финского залива – какие РЛС в Эстонии и соседних странах Балтии, а также Польше, Финляндии, Швеции будут включены, какие борты и с каких аэродромов будут подняты по боевой тревоге, с каким опозданием они выйдут на перехват. Тем более, что НАТО быстро запустило операцию «Восточный страж» с размещением дополнительных сил и средств после вторжения российских БПЛА в воздушное пространство Польши. «Восточный страж» охватывает усиление отдельных стран восточного фланга НАТО:

  • Польша: размещение дополнительных истребителей F-16 и самолета AWACS;
  • Эстония: размещение ЗРК SAMP/T;
  • Латвия и Литва: истребители F-35 и Eurofighter.
  • Великобритания направила два истребителя Eurofighter, Франция – три Rafale, Германия – четыре Eurofighter, Нидерланды – два истребителя F-35.

3. Пока нет информации, какие еще российские самолеты находились в воздушном пространстве где-то поблизости, что они делали, в каком режиме работали российские РЛС в Калининградском эксклаве, а также средства РЭР и РЭБ и РТР вблизи территории стран Балтии, а также какова была активность кораблей Балтийского флота в зоне восточной Балтики. А это важно, поскольку даст представление о возможных дальнейших действиях России. А то, что они будут – сомневаться могут разве что в Брюсселе.

В заключение

Как видно по карте Финского залива, самолеты МиГ-31 вошли в воздушное пространство Эстонии в районе небольшого острова над территориальным морем страны, имитируя движение в сторону столицы Таллинна. Почему именно МиГ-31, почему не Су-30, Су-57 или МиГ-35? Поскольку неизвестно (пока), какие именно модификации МиГ-31 залетели в эстонское пространство – просто перехватчик МиГ-31БМ, разведчик МиГ-31Б или носитель аэробаллистической ракеты Х-47 «Кинжал» МиГ-31К, который может нанести сокрушительный удар по определенной цели, то можно сделать некоторый предварительный вывод. Для россиян было важно протестировать реакции сил и средств Альянса после 10 сентября, то есть запуска «Восточного стража». Особенно в условиях, когда США все больше дистанцируются от Европы.

В принципе здесь есть то, что было присуще применению МиГ-25РБ во времена холодной войны. Например, задачей моей авиаэскадрильи было периодически прощупывать южный фланг НАТО, когда группа самолетов с различным оборудованием на борту (один с обзорной РЛС «Сабля», другой со станцией детальной радиотехнической разведки «Куб-3М», третий с аэрофотоаппаратурой) имитировали вторжение в воздушное пространство Турции, для того, чтобы отследить активацию наземных средств ПВО, взлет турецких истребителей-перехватчиков, проверить, что «все на месте» и не появились ли новые средства. Похоже, и здесь произошло прощупывание в контексте «Восточного стража» НАТО.

Ну что ж, россияне могут быть довольны результатом, ведь полицейская миссия НАТО не предусматривает уничтожение нарушителя «дюйма территории страны НАТО». Такого, как было в случае с вторжением российского Су-24М в воздушное пространство Турции – немедленное уничтожение нарушителя турецким F-16, на Балтике не произошло. Поэтому в следующий раз можно послать МиГ-31К, оснащенный Х-47 для применения где-то в районе Моонзундского архипелага пуском по безлюдному острову. Ну а дальше можно переходить и к боевому применению, ведь антиэскалационная модель поведения «Альянса испуганных» в рамках исключительно полицейской, а не оборонной миссии, остается неизменной. Также можно дальше начать прощупывать НАТО на морских просторах Балтики. Продолжение следует...

Читайте также: Украинские недра. Американцы уже здесь