Смог ли Кремль перевести экономику «на военные рельсы»
Война стала для РФ инструментом внутренней трансформации и избавления от «сырьевого проклятия»
Начнем с анализа статистики.
ВВП РФ в третьем квартале 2023 года вырос на 5,5% к аналогичному периоду прошлого года.
Так называемый физический объем ВВП уже заметно превысил «довоенный» уровень 2021 года: в третьем квартале превышение составило 1,8%, во втором квартале – 0,2%, в первом квартале – было небольшое отставание.
По итогам года ВВП РФ превысит «физический уровень» 2021-го года.
Напомню: индекс физического объема ВВП исчисляется как соотношение показателей ВВП двух периодов в постоянных ценах, то есть в ценах базисного периода.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН повысил прогноз роста ВВП в 2023 году до 3,5%.
За счет чего растет российская экономика?
Самый большой прирост валовой добавленной стоимости в третьем квартале 2023 года пришелся на третичный сектор экономики – на оптовую и розничную торговлю (+17,1% к третьему кварталу 2023 года).
На втором месте по темпам роста – вторичный сектор экономики, то есть промышленность и строительство.
Строительство показало рост на уровне 10%, а обрабатывающее производство:+9,9%.
Самые слабые темпы в первичном секторе экономики РФ – минус 1,2%, то есть в сырьевом сегменте.
Война стала для РФ инструментом внутренней трансформации и избавления от «сырьевого проклятия». Для нас это тревожный звонок.
Торговый баланс – положительный и существенно превышает минимальный уровень, зафиксированный в период пандемии, находясь на значениях первого полугодия 2021 года.
Профицит счета текущих операций за 11 месяцев составил 50,5 млрд долл., это почти в четыре раза меньше уровня прошлого года (223 млрд долл за аналогичный период).
В РФ увеличивается импорт, преимущественно инвестиционный из Китая и падает официальный экспорт.
По разным оценкам, до 20% экспорта идет теневым путем (крипта, другие инструменты), пополняя «черную кассу войны»
Россия имеет возможность тратить в рамках «черной кассы войны», примерно до $160 млн в день (это мои экспертные оценки).
Россияне начали рассчитывать сальдо в так называемых «дружественных» валютах (юани, рупии, дирхемы, риал, риял) и «токсичных» (доллар, евро) – так они их теперь называют
Превышение сальдо по так называемым «токсичным» валютам в октябре сузилось до менее чем $1,5 млрд и это в два раза меньше сентябрьского значения.
Это формирует волатильность курса рубля к доллару – рынок доллара в РФ постоянно сужается, а волатильность, соответственно, растет.
Думаю, РФ рано или поздно применит нашу модель курсообразования, только, условно, с иной базой.
У нас есть курс гривны к доллару, а все остальные курсы валют определяются через кросс-курс с использованияем американской валюты в качестве базы расчета.
РФ, скорее всего, пересмотрит свою валютную корзину и в качестве базовой валюты определит юань, а курсы ко всем остальным станет определять через кросс-курс с базой расчета в виде китайской валюты
Инфляция в РФ – 7,47% в годовом измерении. Одна из топ-тем российской аналитики – нет, не производство снарядов, а цены на... яйца.
А теперь перейдем к выводам.
РФ применяет ту же модель, о которой я постоянно пишу применительно к Украине.
Никакой тотальный переход на «военные рельсы», «военную экономику» в 21 веке в рамках постиндустриального экномического уклада и информационного общества, невозможен априори.
Любая попытка применить арсенал экономических инструментов времен Второй мировой, обречена на провал.
Что, естественно, не исключает возможности исспользования этого исторического опыта локально в некоторых моделях развития.
Успех страны в современной войне – это способность поддерживать в нормальном формате «экономику тыла», доходы от которой должны идти на «экономику войны».
То есть не превратить всю страну в военные цеха, а людей в рабочих из фильма «Список Шиндлера», когда профессор музыки шлифует снаряды, а сформировать полноценный режим работы «экономики тыла» в стандартном ее укладе, заработать деньги в виде налогов, обеспечить занятость населения и рост ВВП.
И уже затем, ресурсы, заработанные «экономикой тыла», направить на «экономику войны»: армию и ВПК.
Примерно по такому сценарию и действует РФ.
И именно такой сценарий я предлагал и у нас.
К сожалению, исходя их моих наблюдений, синергия «экономики тыла» и «экономики войны» у нас разрушается ударными тепами.
Ситуация в «экономике тыла» в ближайшие месяцы может стать в Украине просто катастрофической.
Но это не усилит «экономику войны», а наоборот – ослабит.