Стоимость международных соглашений определяется не содержанием, а последствиями

Встреча украинской делегации с американской стороной, США, 30 ноября 2025 года
фото: Reuters

В истории мировой политики не существует ни одного мирного соглашения, которое было бы гарантированно выполнено до конца

Стоит ли всерьез анализировать 20 пунктов, если они все равно не будут выполнены и даже приняты Россией? Эти пункты можно воспринимать как исключительно дипломатические реверансы перед Трампом, от которого зависит, какое оружие Украина получит на европейские деньги. Поэтому эффективность этого документа измеряется не тем, что там написано, а тем, какие результаты Украина получит в результате нынешних усилий Трампа.

Важно, чтобы оружие и в дальнейшем поступало в Украину, а если/когда эти усилия будут сорваны, то это было «виной» не Украины.

Хотя реакция на обнародованные «20 пунктов» – это хорошая иллюстрация того, что любой финальный документ этого этапа российско-украинской войны (конечно, если он вообще будет подписан) не понравится никому. Просто на сегодняшний день так складываются геополитические обстоятельства, что полной и тотальной капитуляции России, к сожалению, не будет. И поэтому финальный документ будет содержать вещи, которые нам покажутся абсолютно несправедливыми. Но мировая история редко бывает справедливой. По крайней мере сразу. И российско-украинская война – это именно тот случай.

С другой стороны, эти же геополитические обстоятельства будут вынуждать Запад не оставлять Украину наедине с Россией. Поражение Украины будет прямо противоречить интересам подавляющего большинства стран НАТО, и поэтому финальный документ (опять же, если он вообще будет подписан) будет содержать достаточные механизмы для сохранения суверенного украинского государства. И опять же – речь здесь не о справедливости, а о национальных интересах стран Запада.

Перемирие на каком-то этапе действительно возможно. Прежде всего потому, что Россия, несмотря на бравурную пропаганду, также может нуждаться в паузе. Особенно, если и в дальнейшем будут продолжаться экономические и военные удары по российской бензоколонке.

Рискну предположить, что окно возможностей для реалистичных договоренностей может появиться где-то в конце января – когда по факту истечет срок для ответа России на инициативы Трампа, и когда станут очевидными результаты российских попыток уничтожить украинскую энергетику.

Но даже если мирные документы будут подписаны, самым важным будет не их текст, а то, что будет происходить во время перемирия. Если Украина и Европа используют эту гипотетическую паузу по назначению и во время временного мира будут запущены масштабные инвестиции в военное производство, построены оборонительные сооружения у линии фронта, спроектирована новая архитектура общей европейской безопасности, тогда есть шансы, что пауза в войне затянется надолго.

В истории мировой политики нет ни одного мирного соглашения, которое бы гарантированно было соблюдено до конца. Если бы было иначе, в мире давно не было бы войн. Но несмотря на все соглашения в мире военных конфликтов становится больше. Однако стоимость любого мирного соглашения может быть оценена – но не фактом «вечного мира», которого никогда не будет, а тем, насколько удачно эти соглашения дали возможность подготовиться к будущей войне и тем самым сдержать агрессора.

Именно так и стоит оценивать «20 пунктов», которые сейчас обсуждают в Украине. Стоимость международных соглашений измеряется не их текстом, а последствиями.

Читайте также: Окончание войны. Президент Зеленский впервые объясняет каждый из 20 пунктов мирного соглашения