Заробитчане в Польше. Какие у вас планы?
Цифры и прогнозы будущего украинских беженцев в Польше
Вот – польская социология Gremi Personal среди украинских беженцев.
Сколько вы еще планируете оставаться в Польше?
- 43% еще не решил;
- 19% остаюсь навсегда;
- 15% еще 5 лет;
- 13% еще полгода;
- 10% еще год.
Все 100% ответов на деле означают один: в Украину не вернусь. Другой опции на горизонте нет. Уже пошел 3-й год, когда беженцы живут в странах Европы.
Первые ассимиляционные трудности позади. Доходы и работа отлажены. Дети в безопасности и комфорте. Кто за 2 года еще не решил, возвращаться ли домой – тот уже и не решит. Ибо каждый день пребывания в несоизмеримо более безопасной стране играет в пользу окончательного укоренения. Каждый 5 прямо говорит о намерениях навсегда оставаться.
Особенно у ребят 14-15 лет. Все остальные позиции «остаюсь на 5 лет, а может, на год, а может, на пол, а может, потом подумаю» – это хитроумные уловки, потому что все временные рамки не имеют значения против генерального решения: остаются.
Возвращаться никто не будет. Что-то там болтать пафосное и патриотическое – себя обманывать. Уже не стоит вопрос «куда возвращаться» – стоит вопрос «зачем?».
Тем временем:
Минус $1 млрд – на такую сумму уменьшился объем денежных переводов в Украину, которые по-народному назывались «заробитчанскими». Это по итогам 2023 года. А еще перед тем, в 2022 году, начало полномасштабной войны отменяло $1,5 млрд.
Финансовые аналитики прогнозируют стремительное сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов в дальнейшем. А гастарбайтерские переводы ежегодно же были одним из основных источников поступления валюты:
- 2021 год: $14 млрд;
- 2022 год: $12,5 млрд;
- 2023 год: $11,6 млрд.
Причина банальна и жизненна: работники вывозят за границу свои семьи. Люди уезжают целыми семьями. Странного ничего нет в том. Было бы странно, если бы было наоборот.