Осенью подорожают все виды автомобильного страхования

Закон об отмене обязательного техосмотра для водителей еще не успел вступить в силу, а страховщики уже жалуются на возросшие выплаты по КАСКО и автогражданке.

Закон об отмене обязательного техосмотра для водителей еще не успел вступить в силу, а страховщики уже жалуются на возросшие выплаты по КАСКО и автогражданке. По предварительной статистике крупнейших украинских страховых компаний, за два летних месяца количество обращений за возмещением после автомобильной аварии выросло на четверть.

-- Осмотрительность без осмотра

В Ассоциации страхователей Украины предупреждают: это только официальная информация. На самом деле водителей, обивающих пороги страховщиков, гораздо больше, а выплат по ДТП на порядок меньше. Просто компании еще не выработали тактику осеннего повышения цен на полисы.

Пока что главная причина увеличения выплат свидетельствует о сезонности ситуации. «Лето располагает к отдыху, — говорит председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной. — Даже если мы не в отпуске, то стараемся вырваться на своей машине на выходные за город. Нынешнее лето из-за неблагоприятных погодных условий явно бьет рекорды по количеству ДТП на трассах. Если стандартно в жаркий период на междугородних трассах происходит порядка 500 аварий за все лето, то в нынешнем году количество таких ДТП превысит эту цифру вполовину. Страховщики уже ощутили тенденцию в полной мере. Выплаты по КАСКО и автогражданке увеличились в среднем на 20%».

Эксперт отмечает: плохое техническое состояние автомобилей — не основной фактор ДТП. Его слова подтверждает и официальна статистика ГАИ, согласно которой плохое «железо» и выбоины на дорогах являются причиной аварий всего в 1% случаев. Гораздо чаще аварии происходят из-за превышения скорости, нарушения правил проезда пешеходных переходов и перекрестков либо управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Впрочем, участившимся в сравнении с прошлым летом авариям может быть еще одно объяснение. «Я не отрицаю фактора сезонности, — поясняет генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. — Действительно, летом растет активность на дорогах и снижается внимательность водителей. Мало кто ездит по трассе со скоростью 70—80 км в час, средняя скорость — около 150 км в час. Однако напрашивается и другая причина. Шум, который страховщики поднимают вокруг растущей аварийности, не затихнет с наступлением сентября. Скорее всего, он связан с поиском так называемых объективных аргументов, чтобы уже осенью повысить стоимость полисов по всем видам автострахования».

-- Между полисом и талоном

По расчетам страховщиков, при нынешней цене полиса автострахование станет убыточным совсем скоро. Напомним, в ближайшую субботу все водители страны отпразднуют начало жизни без техосмотра. «Конечно, 13 августа не станет днем Х на дорогах, — комментирует директор Федерации страховых посредников Украины Сергей Иншаков. — Все-таки технический осмотр транспортного средства у нас рассчитан по времени на два года, и еще не все машины начали разваливаться после прохождения ТО год назад. Однако по закону уже со следующей недели страховщики будут обязаны страховать автомобили без заветного талона. И как они поведут себя в такой ситуации, трудно предугадать».

Что бы ни говорила статистика, существует явная связь между техническим состоянием автомобиля и вероятностью ДТП. А раз так — автоматически увеличивается возможность наступления страховых событий, и для страховщика повышаются риски выплаты возмещения. Однако официально в компаниях только приветствуют грядущее послабление для водителей. «Отмена обязательного техосмотра позволит дисциплинировать автовладельцев, — утверждает главный юрисконсульт СК «Ильичевское» Татьяна Компанец. — Ведь ответственность за техническое состояние машины, которая не используется в коммерческих целях, теперь полностью возлагается на ее владельца. Кроме того, если ДТП произойдет из-за неисправности авто, компания выплатит страховое возмещение потерпевшему и потребует возврата денежных средств от страхователя».

Так что теоретически страховщики в убытке не окажутся. А вот на практике может случиться обратное. Например, Леонид Хорин уже предвкушает судебные процессы между страховщиками и страхователями, в которых истцом будет выступать «обделенная» страховая компания. «Если вспомнить, сколько раз страховые компании отказывали в выплате клиентам, такой разворот событий стал бы для украинцев реваншем, — считает Хорин. — Однако я сомневаюсь, что страховщики сами себя не подстрахуют. И сделают они это одним из двух способов: либо повышением цен на услуги, либо ужесточением правил предоставления этих услуг».

-- Почем страховка для народа

В ближайшее время автострахование подорожает только для «плохих» и «безответственных» водителей, считают в Федерации страховых посредников. «Скорее всего, страховщики введут повышающие коэффициенты для тех авто, которые не прошли техосмотр, — поясняет Сергей Иншаков. — Например, в свое время некоторые компании, введя высокие тарифы, просто отсекали автомобили китайского производства как наиболее рисковые для страхования. Правда, сделать это можно пока только по КАСКО. Тарифы ГО рассчитываются по методике, утвержденной Госкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг».

Впрочем, автогражданка тоже открывает возможность для ценовых вариаций. По словам Леонида Хорина, итоговая стоимость такого полиса зависит от корректирующих коэффициентов, которые можно будет повысить для «бесталонных» автомобилей. Особенно дорого обязательный полис обойдется автовладельцам, управляющим неисправным транспортным средством или имеющим «плохую» историю вождения. А вот на минимальные коэффициенты в таком случае смогут рассчитывать те водители, которые оформили полис КАСКО или в добровольно прошли техосмотр на специально сертифицированной для этих целей станции техобслуживания. То есть потратили деньги, которые по логике закона об отмене ТО должны были сэкономить.

«Кроме того, не исключена возможность изменения законодательства, — продолжает Хорин. — Так, Госфинуслуг уже обнародовала проект распоряжения о новых корректирующих коэффициентах. По утверждению чиновников, в конечном результате стоимость полиса сохранится на прежнем уровне. Однако как окажется на деле, неизвестно».

В целом подорожание автостраховок возможно в среднем на 15—20% до конца нынешнего года, считают эксперты. Большего не позволит главная болезнь украинского страхового рынка — демпинг. «К сожалению, люди думают о выплате только тогда, когда произойдет страховой случай, а не на этапе приобретения полиса, — резюмирует Сергей Иншаков. — А это значит, что будут пользоваться спросом услуги компаний, заведомо предлагающих заниженную цену. Понятно, что страховщики, которые платят сумасшедшие комиссионные своим агентам, не повышают стоимость полисов и зарабатывают только на объемах продаж, не смогут выполнить свои обязательства перед клиентами. Однако из-за них полисы какое-то время еще будут стоить примерно столько же, сколько сегодня».

-- Чем отличаются полисы

Суть обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (автогражданки, ОСАГО) состоит в том, что компания возмещает ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия. Проще говоря, любой нанесенный ущерб возмещает не совершивший ДТП водитель, а страховая компания.

КАСКО является добровольным страхованием (кроме исключений, предусмотренных законодательством) транспортных средств. Этот полис предназначен для защиты от ущерба, нанесенного непосредственно автомобилю. КАСКО обеспечивает защиту машины от ущерба, понесенного вследствие ДТП, стихийных бедствий, угона, актов вандализма, пожаров и т. п. Также полис защитит от материального ущерба, нанесенного вследствие противоправных действий третьих лиц.