Украина с одного газа не понимает

Виктор Янукович превращается в непростую проблему для Москвы, как и его предшественник

Период сближения и стабильности в отношениях России и Украины, начавшийся с приходом к власти в Киеве Виктора Януковича, завершился. Это отчетливо показала вчерашняя встреча Дмитрия Медведева с президентом Украины в Сочи. Украинский лидер начал переговоры с намека на возможность подать на Россию в суд, а президент Медведев — с признания, что в отношениях двух стран много проблем. По данным «Ъ», ни одной из них вчера решить не удалось: Москва и Киев спорят о цене на газ и перспективах вступления Украины в Таможенный союз. Источники «Ъ» в правительствах двух стран готовятся к затяжному противостоянию вплоть до газовой войны в предвыборную зиму 2012 года.

-- Отложенные переговоры

Встретиться с глазу на глаз Дмитрий Медведев и Виктор Янукович должны были еще десять дней назад. По данным «Ъ», президент РФ собирался встретить День российского флота в Севастополе в теплой компании украинского коллеги, но визит на Украину он обусловил подписанием соглашения по объединению «Газпрома» и «Нафтогаза» (см. «Ъ» от 1 августа). Киев с условием не согласился, а потому вместо Севастополя Дмитрий Медведев отправился отмечать праздник в Балтийск. В итоге на разговор с коллегой Виктор Янукович был вынужден приехать в Сочи.

Два президента начали заочную перепалку еще до того, как встретились в резиденции «Бочаров ручей». Осматривая в Сочи олимпийские стройки, Виктор Янукович сказал журналистам своего пула, что Москва и Киев должны «пересмотреть цены на газ, не прибегая к судебной процедуре». Таким образом, он дал понять, что, если компромисс не будет найден, Украина готова судиться.

— Проблем хватает. Предлагаю сконцентрироваться на них, потому что как раз в этом смысл визита,— поприветствовал гостя Дмитрий Медведев. И тут же эти проблемы обозначил.

— Мы поговорим о развитии интеграционных процессов, которые идут с участием РФ, и о возможном присоединении к этим процессам Украины,— начал перечислять президент.— Поговорим и о газовом сотрудничестве, которое традиционно является сложным, но от которого никуда не уйти. Нам нужно думать и об окончательном разрешении вопроса по государственной границе.

— Как всегда, есть проблемы, но это естественный процесс в наших отношениях,— подхватил Виктор Янукович.— Я настроен искать решения. Думаю, мы с вами напрасно не потеряем времени.

После этого переговоры проходили за закрытыми дверями и продолжались до глубокого вечера. Напрасно или нет провели это время оба лидера, объявлено не было. Правда, соглашений по самой больной газовой теме подписывать никто и не собирался — отсутствие главы «Газпрома» Алексея Миллера и главы «Нафтогаза Украины» Евгения Бакулина говорило само за себя. «Тут такой клубок противоречий, что одной встречей его не решить»,— вздыхает собеседник «Ъ» в правительстве РФ.

-- Груз проблем

Обозначенные президентом Медведевым проблемы возникли не вчера, рассказывает источник «Ъ» в правительстве РФ. После того как в прошлом году президентом Украины стал Виктор Янукович, в России царила эйфория. Его победу собеседники «Ъ» в МИД РФ и Кремле хором называли одной из главных побед президента Медведева. Казалось, что Киев вот-вот вернется в орбиту влияния Москвы. Первые шаги нового украинского лидера подтверждали ожидания. Весной 2010 года президенты подписали соглашение о продлении пребывания Черноморского флота РФ до 2042 года — в обмен на скидку в $100 на 1 тыс. кубометров поставляемого на Украину российского газа. Затем Виктор Янукович подтвердил внеблоковый статус Украины.

На волне этих успехов Москва в прошлом году предложила Киеву целый ряд интеграционных проектов. По словам источника «Ъ» в правительстве РФ, помимо вступления в Таможенный союз (ТС), куда Киев пригласил премьер Владимир Путин, речь шла о слиянии атомных компаний, создании СП между Объединенной авиастроительной корпорацией и КБ «Антонов», вхождении российского капитала в «Укртелеком» (активом интересовались компании «большой тройки»), Одесский припортовый завод (СИБУР), Кременчугский НПЗ («Газпром-нефть»), «Запорожсталь» («Северсталь») и «Лугансктепловоз» («Трансмашхолдинг»).

Венцом интеграции должно было стать объединение «Газпрома» и «Нафтогаза» на основе их рыночной стоимости («Газпром» примерно в десять раз дороже «Нафтогаза»). Это позволило бы «Газпрому», по сути, поглотить «Нафтогаз», а Москве — установить контроль над ключевым экономическим активом Украины — ее газотранспортной системой (ГТС). В обмен на «Нафтогаз» Россия обещала Киеву изменить условия контракта, заключенного экс-премьером Юлией Тимошенко в 2009 году и на днях стоившего ей свободы (см. «Ъ» от 13 августа),— из-за этого контракта Украина платит за газ дороже, чем потребители в ЕС.

Для Киева большинство требований оказались неприемлемыми. «Команду президента шокировало то, насколько высокомерно в Москве относятся к Украине. Россияне не хотят ничего инвестировать, все просят задаром и угрожают санкциями для доступа украинской продукции на российский рынок»,— поясняет причину разногласий источник «Ъ» в правительстве Украины.

Основная схватка развернулась по вопросам слияния «Газпрома» с «Нафтогазом». «ГТС и «Нафтогаз» — основа нашего суверенитета. А суверенитет на деньги мы не меняем»,— говорит высокопоставленный собеседник «Ъ» в Киеве. По словам собеседника «Ъ», близкого к «Газпрому», в последний раз Алексей Миллер обсуждал ситуацию с главой минэнерго Украины Юрием Бойко в июле, но позиции сторон не сдвинулись ни на миллиметр.

Не менее драматично складываются и переговоры по ТС. Виктор Янукович предложил формулу «3+1», по которой Киев не становился бы членом ТС. Но Москву она не устроила. Еще больше Россию разозлило то, что Украина начала переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли (FTA). «Есть расчеты, согласно которым экономические выгоды от создания FTA с Европой превышают все бонусы от членства в ТС»,— говорит источник «Ъ» в МИД Украины. «FTA позволит диверсифицировать украинский экспорт и модернизировать нашу экономику,— пояснил «Ъ» директор киевского Института глобальных исследований Вадим Карасев.— В ТС — наднациональные органы, то есть по сути российские. Это ограничит самостоятельность украинских элит».

К экономическим проблемам добавились политические. В прошлом году Москва и Киев не смогли согласовать вопрос о границах. По словам собеседника «Ъ» в МИД Украины, Россия не хочет решать этот вопрос «из вредности» — урегулирование границ может в перспективе облегчить Украине путь в ЕС и НАТО. В июне этого года стороны вступили в перепалку из-за учений Sea Breeze 2011 и захода в Черное море ракетного крейсера США Monterey. Наконец, Москва узнала, что Киев наращивает связи с НАТО и обсуждает с альянсом чувствительные вопросы: будущее дислоцированного в Крыму Черноморского флота РФ, ПРО и стратегию своей внешней политики (см. «Ъ» от 21 июня).

-- Несветлое будущее

В этих условиях, как признаются источники «Ъ» в правительствах обеих стран, вряд ли стоит ждать позитива от заседания межгоскомиссии в сентябре. «Мы уже начинаем морально готовиться к возможному повторению газовой войны»,— признается собеседник «Ъ» в Киеве. Эксперты не считают такой сценарий невероятным. По мнению главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, Россия все равно не сможет договориться с Украиной о передаче ГТС. «Газовая война даст «Газпрому» аргумент о необходимости прокладки газопроводов Nord Stream и South Stream»,— говорит он.

«Эскалации стороны могут избежать, но подвижек больше не будет,— полагает Вадим Карасев.— Ситуация заморозится до 2012 года. В России станет понятно, кто президент. На Украине пройдут выборы в Верховную раду, победа на которых позволит Януковичу стать полновластным хозяином страны. Важным будет и исход выборов в США. В любом случае медовый месяц в отношениях Киева и Москвы можно считать оконченным».

Александр Габуев, Владимир Соловьев, Дмитрий Беликов