«Я жизнь прожил не зря»: Последнее интервью Василия Джарты «Известиям»
Сегодня мы публикуем последнее интервью ВАСИЛИЯ ДЖАРТЫ «Известиям», в котором он рассказал об особенностях межэтнических отношений в Крыму, а также о том, сохранятся ли права Автономии.
Сегодня мы публикуем последнее интервью ВАСИЛИЯ ДЖАРТЫ «Известиям», в котором он рассказал об особенностях межэтнических отношений в Крыму, а также о том, сохранятся ли права Автономии.
Представляя вас крымским политикам, Виктор Янукович дал понять, что теперь на полуострове будет все по-новому. В чем заключалась эта новизна?
Тогда, выступая в Верховном Cовете Крыма, президент сказал, что хочет видеть Крым жемчужиной Украины. Мы приступили к решению поставленной задачи. Президент поручил разработать концепцию развития Крыма, ее стратегию и видение. Таких наработок было достаточно много и у прошлого правительства, но тогда отсутствовала президентская воля. Сегодня ситуация изменилась, такая воля есть.
Я хотел понять, каким мы увидим Крым через 5—10—20 лет. Можно говорить о сиюминутных вопросах, но надо знать, к чему движется Автономия.
К разработке стратегии мы привлекали не только правительство и парламент Крыма, но и ученых-стратегов из России и Европы. Вместе с украинскими экспертами они создавали программу с учетом преимуществ и проблем Крыма.
Правительство Крыма определило приоритеты. Первый из них — круглогодичное оздоровительное направление. Один из главных приоритетов — развитие сельского хозяйства. Большая часть населения Крыма занята в аграрной сфере, поэтому мы должны развивать земледелие. В Крыму сложные климатические условия, поэтому к сельскому хозяйству нужно подойти с научной точки зрения, как это было в Советском Союзе. Речь идет об использовании капельного орошения земель. Например, Израиль стал одним из ведущих аграрных государств мира притом, что у него нет наших черноземов. В Крыму необходимо реанимировать виноградарство, выращивать косточковые и эфиромасличные культуры, отправлять их на глубокую переработку, создавать бренд экологически чистого питания, в том числе детского. Эта продукция закупается за рубежом ежегодно на миллиард долларов.
В Крыму будет развиваться солнце- и ветроэнергетика. Думаю, что ее будет достаточно для внутреннего потребления, и мы сможем ее экспортировать в будущем.
Нам было необходимо принять закон о Крыме, в котором будут правила привлечения инвесторов и условия регистрации бизнеса через «единое окно». Должен быть принят закон о Совете Министров Крыма, где определены полномочия правительства.
Главный вопрос, нарушающий этнический мир в Крыму, - это узаконивание самозахвата земель, произведенного татарами. Самозахваты есть и под Симферополем, и по всему Крыму. На них не идет ни государственное, ни частное строительство.
Президент сказал, что все, незаконно взявшие землю, должны прийти и отдать ее сами. В остальных случаях мы все вернем государству правовыми методами. Самозахваты узаконивать никто не будет. Чем русские и украинцы хуже татар? Им что, тоже самозахватами заняться?
Земли возвратят в госсобственность, а в городах и районах смогут реализовать генпланы развития территорий. Сегодня из-за самозахватов мы не можем развивать города, не понимаем, куда движемся и годами смотрим на татарские самострои. Но президент поставил точку, и над этим всем стоит задуматься.
Глава крымского управления милиции, нынешний министр МВД Украины Анатолий Могилев ранее провел операцию по сносу татарского самостроя на горе Ай-Петри. На плато поднялись БТРы и сравняли дома с землей. Эту операцию повторят по всему Крыму?
Тогда Могилев был в одиночестве, его не поддерживала прошлая власть. А теперь в Украине есть президент, правительство, Верховная Рада, которые утверждают, что все люди должны жить по закону. Другого варианта нет.
Первый вице-спикер Крыма и сопредседатель «Русского единства» Сергей Цеков заявил «Известиям», что Крыму лучше быть с Россией, чем с Украиной. Как вы расцениваете его слова?
Цеков, к счастью, не весь парламент. Я уверен, что многие депутаты не захотят стоять в стороне и займутся новой стратегией развития Крыма. Он по разным причинам стал Автономией, но пока не получил ничего, кроме атрибутики.
Крым — неотъемлемая часть Украины, которая движется в Европу. Но при этом есть Россия, которая понятна нам ментально и открыта для нас. Мы все — славяне, от нас многое зависит в экономической сфере, но Крым — не отдельное государство, а часть Украины.
Сепаратистские заявления нужны, только чтобы набирать баллы перед выборами. Что стоит за словами «мы с Россией»? Какая программа? У Партии регионов прописаны отношения с Россией, оговорены права русского языка, мы взяли на себя ответственность.
Как будете расширена автономия Крыма?
Верховный Совет Крыма получает не только представительские функции, но и право законодательной инициативы. Иначе он не может разрабатывать законы, по которым Крым должен развиваться. Укрепятся полномочия Совета Министров, распределим функции между всеми ветвями власти. Политиканы рассказывают, что такая самостоятельность опасна. Но когда полномочия не оговорены и дублируются, получается маленький бардачок, который тут и устраивала предыдущая власть.
Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что ваххабизм теперь идет не из Чечни в Крым, а в обратном направлении. Правда ли это?
Наша задача — любой ценой сохранить мир. Есть спецслужбы, которые занимаются этими вопросами, но ничего тревожащего они мне не докладывали.
Представители «Русского блока» говорят о тотальной украинизации Крыма. На каком языке вскоре будет говорить полуостров? На каком будут учить детей?
Мы должны обучать детей в тех заведениях, которые дадут возможность им развиваться дальше. Украинский или русский — дело выбора родителей. Думаю, мы придем к тому, что русский станет региональным языком Крыма. Он тут уже имел этот статус, его уже пора возвратить.
Ранее российских политиков не пускали в Крым, обвиняя их в антиконституционных высказываниях. Как будет теперь?
Если они не будут посягать на целостность украинского государства, мы им рады. Если будут — примем решение о недопуске на территорию Украины, чтобы не разжигать политические распри.
Но основными инвесторами Крыма остаются россияне?
Не только россияне, но и Китай, и ЕС. Предложений очень много, мы выбираем крупные проекты. Весь Крым должен стать территорией, которая привлекает инвестиции. Он обязан получить особый статус территории приоритетного развития. Иначе мы никогда не догоним Турцию, Грузию, Россию, и тем более европейские страны.
Будет ли реализован крупномасштабный российско-украинский проект по строительству моста из Керчи в Краснодарский край?
Есть желание российской стороны, есть намерение украинской, есть рабочая группа представителей министерств, есть и технология строительства. Почему он не должен реализоваться?Я в этот проект верю. Если он состоится, то буду считать, что жизнь прожил не зря.