Украинские банки продолжают нести финансовые потери

За шесть месяцев чистый убыток банковской системы превысил 1 млрд грн.

За шесть месяцев чистый убыток банковской системы превысил 1 млрд грн. Отрицательный финансовый результат в размере 4,25 млрд грн показали 33 финcтруктуры из 176, причем почти половина этой суммы пришлась на три банка — проблемный Родовид Банк (901,1 млн грн), Пиреус Банк МКБ (656,6 млн грн) и УкрСиббанк (559 млн грн).

И хотя общий убыток в 7,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, банкирам есть над чем задуматься.

Главная причина убытков — все та же проблемная задолженность. «Кто-то сформировал адекватные резервы под проблемные кредиты в 2009 году, кто-то отложил это на 2010-й, а кто-то и вовсе дотянул до 2011-го», — разводит руками начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. Многие финструктуры формировали резервы и фиксировали убытки не тогда, когда появлялась проблемная задолженность, а когда у акционеров были средства для докапитализации. К тому же сейчас часть проблемных кредитов, выявленных в период кризиса, перешли в категорию «безнадежных», и банкиры снова вынуждены доформировывать резервы. По данным Нацбанка, к 1 июля 2011-го объем просроченных кредитов вырос с начала года почти на 2% — до 86,4 млрд грн. «Недавно регулятор разрешил списывать проблемную задолженность, но кто воспользуется этим правом и воспользуется ли вообще — пока непонятно», — рассказывает Дмитрий Сологуб. С одной стороны, финучреждениям выгодно очистить баланс от безнадежной задолженности, а с другой — перед списанием им придется доформировать резервы, что сразу отразится на финансовых показателях. А захотят ли акционеры наращивать убытки — спорный вопрос.

Однако проблемная задолженность — не единственная головная боль банкиров. В конце июля — начале августа НБУ принял решение продлить работу временной администрации в банках «Столица» (до ноября 2011-го) и «Владимирский» (до сентября). До сих пор не стабилизировалась ситуация в Надра Банке: срок работы временного администратора истекает 12 августа и регулятор больше не сможет продлить его полномочия (в противном случае Нацбанку придется снова инициировать изменения в закон). А на прошлой неделе на рынке появились слухи о том, что НБУ намерен ввести своих кураторов сразу в два крупных финучреждения — в Кредитпромбанк и «Финансы и Кредит». Официальной информации на сей счет пока нет. Предположительно, повышенное внимание регулятора к этим банкам связано с тем, что они оба являются получателями кредитов рефинансирования.

Впрочем, даже если оставить в стороне все проблемные и убыточные финструктуры, остальным тоже есть над чем работать: к концу 2011 года отечественная банковская система вряд ли сумеет выйти в плюс. Аналитики характеризуют нынешнюю ситуацию как «пациент скорее жив». О возобновлении кредитования — основного источника дохода финучреждений — говорить пока рано. По прогнозам аналитика Dragon Capital Анастасии Туюковой, по итогам 2011 года кредитный портфель банков должен вырасти на 15%. Однако за январь–июнь объем предоставленных кредитов вырос менее чем на 5%. Банки продолжают привлекать депозиты, но вкладывать средства им по-прежнему некуда: платежеспособных заемщиков больше не стало. Те, кто мог бы брать кредиты, в финансировании, как правило, не нуждаются, а тем, кому деньги крайне необходимы, банкиры не готовы давать в долг. Определенные успехи есть в сегменте потребительского кредитования, однако Нацбанк намерен существенно ограничить выдачу кредитов населению, ужесточив ряд экономических нормативов для банков.

Не прибавило оптимизма участникам рынка и проведенное недавно стресс-тестирование европейских банков. Некоторым финучреждениям, у которых есть дочерние структуры в Украине, потребуется дополнительная капитализация. Среди них, например, EFG Eurobank (в Украине владеет Универсал Банком) и Volksbank (Фольскбанк). С трудом выдержали испытания греческий Piraeus Bank и кипрский Marfin Popular Bank. Если материнские структуры сосредоточатся на решении своих внутренних проблем, их украинским «дочкам» придется выкручиваться самостоятельно. Отечественный банковский сектор может вновь начать лихорадить. А участники рынка не исключают, что к концу года в Украине возобновятся сделки по слиянию и поглощению.