Конгресс по Тимошенко
Европейская народная партия вступилась за украинских политзаключенных
Собрания самых влиятельных европейских партий радикально отличаются от привычных съездов украинских партийных бонз. Впрочем, как и вся украинская политика от европейской.
-- Смотрины новой оппозиции – под знаком Тимошенко
20-й конгресс европейской народной партии – самого влиятельного политического союза в Европе, внешне больше походил на неформальную встречу старых друзей, чем на собрание руководителей европейских стран. В ЕНП входит большинство партий, которые сейчас при власти в странах ЕС. Не удивительно, что на конгресс 7-8 декабря в Марселе приехали президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель, президент Еврокомиссии Жозе Мануєль Баррозо, президент Европарламента Ежи Бузек, а также премьер-министры Польши, Франции, Венгрии, Финляндии, Ирландии, Мальты, Болгарии, Португалии, Швеции, Румынии и Испании. А ведь на следующий день в Брюсселе у них всех был запланирован один из самых важных саммитов ЕС, на котором решается дальнейшая судьба всего союза.
Если бы что-то подобное проходило в Киеве, то центр города был бы перекрыт напрочь. А от количества охраны и милиции просто зашкаливало бы. Но не в Европе. Тут же за полчаса до начала Конгресса на событие приезжает премьер-министр Франции Франсуа Филон. На скромненьком «Пежо», всего с одной машиной сопровождения. Премьер вышел, поздоровался, дал комментарий журналистам и пошел вовнутрь. Вот и вся помпа.
Еще до начала съезда было понятно, что тема Украины и Тимошенко станет хотя и не главной, но одной из важнейших. В представленном накануне перечне выступающих одной из первых значилась дочь Юлии Тимошенко Евгения. «Батьківщина», равно как и «Наша Украина», уже давно сотрудничают с ЕНП. Нынешний глава политсовета «НУ» Валентин Наливайченко также ездил в Марсель и встречался с руководством ЕНП. Он даже умудрился передать Президенту партии символическую заявку на вступление в ЕС. «Как символический жест, выразил политическую и гражданскую заявку на членство в ЕС, которую поддерживает большинство украинских граждан», - сказал он после встречи с руководством ЕНП.
Соратникам Тимошенко европейцы уделили особое внимание. Наталью Королевскую, например, в составе делегации пригласил лично Вильфред Мартенс. «Я провела много встреч на конгрессе Европейской народной партии в Марселе. Могу сказать, что европейцы не готовы жертвовать Тимошенко ради ассоциации, потому что Тимошенко - это символ, кульминация бесправия, в то время как верховенство права – базовая европейская ценность. Ключ к европейскому будущему Украины действительно находится в Лукьяновском СИЗО», - позже рассказала она журналистам о своих впечатлениях о конгрессе.
К слову, в некотором смысле состав украинцев на данном собрании вполне можно было бы рассматривать как смотрины новой оппозиции. Арсений Яценюк, Виталий Кличко, Наталья Королевская – именно в таком виде составе совсем недавно эти люди сидели на Ялтинском саммите Виктора Пинчука. Теперь отечественные в политическом смысле новички предстали перед глазами почтенной европейской публики. Пока трудно говорить о впечатлениях европейцев от наших, тем более, что даже в кулуарах их расспаршивали в основном о Юлии Тимошенко.
Евгению Тимошенко посадили в первый ряд, возле нее крутился куратор международного направления «Батьківщини» Григорий Немыря и без пяти минут член партии, пока еще руководитель «Руха» Борис Тарасюк. Евгения явно волновалась, Немыря давал ей последние указания, чего говорить. Они приготовили портрет Юлии Тимошенко, который повесили возле Евгении в первом ряду.
-- Спасение Европы – дело рук Европы
Но уже первые выступления на Конгрессе показали, что Украина и Тимошенко, как бы кому не хотелось, далеко не главная проблема для европейцев. Само собой, и мэр Марселя, который открыл заседание, и президент ЕНП Вилфред Мартенс, и премьер Франции Франсуа Филон говорили о Европе, кризисе и спасении евро. Именно этой теме было посвящено 90% всех выступлений и разговоров на Конгрессе.
Рассказав о долговом кризисе в Европе, Мартенс вспомнил и о «Арабской весне». В рамках европейской политики соседства, по мнению президента ЕНП, странам, пережившим революции, надо оказать максимальное содействие.
Далее, уже в более радужных тонах, Мартенс заговорил о балканских странах. «На пороге ЕС Хорватия, потом будет Сербия, не будем забывать о Боснии и Герцеговине и Македонии», - рисовал радужные перспективы странам, которые уже практически одной ногой в ЕС или к тому подходят.
-- Мама и дочь
Но тут тон господина президента изменился. «Но в Восточной Европе у нас проблемы», - сразу сбил позитивный тон Вилфред Мартенс. И, что самое прискорбное, главными проблемами в регионе он назвал Беларусь и Украину, которые почему-то уже были поставлены в один ряд. В то же время, Грузия, Молдавия и Армения получили от него не мало комплиментов. Оказывается, эти страны в европейском направлении нас уже обскакали? Хотя правящей партии Армении только-только пообещали членство в ЕНП.
В конце выступления Мартенс снова вспомнил об Украине. «Впервые в истории мы переживаем период, когда наши друзья в третьих странах стали политическими заключенными. Будущее наших восточных соседей во мраке», - заявил президент ЕНП, снова поставив Беларусь и Украину в один ряд. При этом он озвучил четкую позицию группы, у которой в Европарламенте самая большая фракция: «Соглашение с Украиной не может быть подписано, имплементировано или ратифицировано, пока не будет четких обязательств и мер, которые поменяют ситуацию. И эти меры должны привести к освобождению Юлии Тимошенко и других политических заключенных. Они должны получить право принять участие, как в ближайших, так и следующих выборах».
После этих слов Мартенс сообщил, что сегодня вместе с ними должна была быть Юлия Тимошенко, но из-за ее политического заключения в зале будет только пустой стул с портретом. Вместо нее же выступит дочь Евгения. Даже в такой ситуации европеец сумел подшутит: «Посмотрите, настолько они схожи, как внешне, так и характером».
Евгения Тимошенко вышла на сцену, волнуясь и немного сбиваясь, зачитала обращение к европейцам. Тяжело сказать, как бы такое выступление восприняли в Украине, где все знают, и кто такая Юлия Владимировна, и какой образ жизни доселе вела ее дочь. Но на европейцев она произвела незабываемое впечатление: эмоции, легкая нервозность, почти пущенная слеза, а самое главное – рассказ о пытках Юлии Тимошенко повергли зал в полное безмолвие. Евгения говорила на английском, и постоянно повторяла фразу «моя мама». Апогеем стали слова о возможной смерти Юлии Владимировны: «Пытки могут продолжаться, пока МОЮ МАМУ НЕ УБЬЮТ». В это время на огромном экране показывали фотографии Тимошенко в обнимку то с различными европейскими чиновниками, то на Майдане во времена Оранжевой революции.
Насколько приукрасила Евгения действительность – вопрос второстепенный. Но зал после ее речи несколько мгновений помолчал, потом все стали и овациями провожали Евгению Тимошенко.
-- Будущее Европы
После этого об Украине на время забыли, настал час триумфа Грузии и Молдовы. Именно они сейчас остались любимчиками Европы. Сначала к слову пригласили Михаила Саакашвили, и он в очередной раз поблагодарил ЕС за поддержку и рассказал об успехах своей страны в сфере реформ и борьбы с коррупцией. Не менее триумфально выступил и премьер-министр Молдовы Влад Филат. Что поделаешь, наши власти в это время наводят мосты с «Единой Россией», а Янукович «поперед батька в пекло» поздравлял Медведева с победой на фальсифицированных выборах.
Покончив с Восточной Европой, ЕНП принялась решать свои собственные проблемы, дебатировать по поводу саммита ЕС по спасению Евро и обсуждать будущее Союза в целом. Среди множества резолюций, которые касались внутренних дел ЕС, по которым европейская народная партия должна была выработать свою общую позицию, была и резолюция по Тимошенко.
К ее обсуждению приступил к самому вечеру. ЕНП всегда была самым жестким лоббистом Тимошенко, да и после выступления Евгении сомнений не было – их резолюция будет максимально жесткая.
Вспомним, что 1 декабря весь Европарламент принял свои рекомендации по Соглашению об Ассоциации с Украиной. Хотя там и было требование выпустить Тимошенко и других политических заключенных, четкой привязки этого требования и подписания договора с Украиной там не было. Хотя некоторые ЕНПисты и пытались туда такую норму протащить, им это не удалось.
Во внутреннем же партийном документе ЕНПисты себя не сдерживали. Прежде всего, всю ответственность за происходящее в стране европейцы возложили лично на Виктора Януковича. Подписание Соглашения об Ассоциации было четко привязано к освобождению политических заключенных и допуску их к выборам. Также европейцы потребовали допустить к Тимошенко врачей с ЕС, а попытку провести судебное заседание прямо в камере СИЗО назвали возмутительным нарушением всех мыслимых демократических правовых стандартов. Такой документ более чем устроил «Батьківщину», но вот какой с него толк? Ведь всего неделю назад та же ЕНП проголосовала за более мягкую резолюцию в Европарламенте, и тот документ намного важнее. Хотя тогда даже «друзья» Партии регионов в Европарламенте социалисты отмечали, что та резолюция – очень тонкий компромисс, и все могут испортить резкие движения против Тимошенко в самой Украине. Как в воду глядели: судилище Тимошенко в кровати прямо в СИЗО точно станет тем самым резким движением, которое поставит жирную точку в европейском будущем, по крайней мере, на саммите в Киеве 19 декабря.
-- 27 марсельских комиссаров
На второй день Конгресса 8 декабря об Украине практически не говорили. Не удивительно – на пятницу запланирован переломный саммит ЕС по спасению Евро. Потому и все дебаты и выступления касались именно этой темы. Даже адвокат Украины премьер Польши Дональд Туск об Украине в речи не вспоминал.
Привыкнув к тому, как себя ведут Президент Украины Виктор Янукович и даже Генпрокурор Виктор Пшонка, который на сцену выходит под прикрытием охраны, было удивительно наблюдать за лидерами европейских стран. Французский президент Николя Саркози зашел в зал заседаний с одним охранником, а немецкий канцлер Ангела Меркель вместе с польским премьером и президентом Еврокомиссии – всего лишь в окружении всего двух охранников – спереди и сзади. Причем, когда первые лица сели на свои места, охрана удалилась.
Никол Саркози говорил о единстве Европы и спасении евровалюты. «Европа еще никогда не была в такой опасности», - сообщил французский Президент, предвещая очень сложные переговоры на пятничном саммите в Брюсселе. Его выход из ситуации – реформирование Договора о ЕС и более тесное сотрудничество хотя бы 17 стран еврозоны.
О том же говорила и Ангела Меркель, соратник Саркози по программе спасения Евро. Хотя она и выделилась, сделав комплимент Хорватии, которая вскоре присоединиться к ЕС. «Мы стоим перед серьезной проблемой, пока нас 27, но уже скоро будет 28», - подшутила Меркель. Вот бы и мы когда-то дожили вот до таких шуток от европейцев…
Фото - Пресс-служба ЕНП