Президент типа угрожал, министры типа боялись
На комитете экономических реформ опять много говорили
Сергей Тигипко дал стране срок в два месяца, Николай Азаров краснел и закрывал лицо руками, Дмитрию Табачнику влетело за закрытие школ, а сам Виктор Янукович упражнялся в правильном произнесении слова «имплементация» и предлагал всем недовольным министрам добровольно подать в отставку. С таких «итогов» началось заседание Комитета по экономическим реформам во главе с Президентом.
За час до начала заседания в холле уже скучали больше десятка журналистов. В коридоры еще не пропускали, а елка с голубыми шарами, установленная в предбаннике, перестала быть объектом внимания уже через пять минут после ее обнаружения. Периодически кто-нибудь задавал вопрос: «Очередь согласно билетам?». И получал ответ: «Нет, согласно купленным местам. Это же администрация!».
После тщательной проверки (когда журналистов и фотографов заставляли сдавать не только телефоны, но и почему-то маленькие фотоаппараты), прессу пригласили внутрь. Снимающих – на второй этаж в зал, а пишущих – в пресс-центр, смотреть видеотрансляцию вступительного слова Президента Украины.
В пресс-центре экран еще не включили. Так что, единственное, что там можно было рассматривать – это цветные фотографии на стенах: Янукович в Брюсселе, Янукович на Запорожской Сечи, Янукович на Чернобыльской АЭС.
Коридоры администрации были абсолютно пусты. Складывалось впечатление, что члены правительства, министры перемещались к месту проведения заседания Комитета какими-то окольными «черными» ходами. Напрямую быстренько проскочил руководитель фракции КПУ Петр Симоненко, улыбаясь, прошествовала советник Президента Анна Герман. Министр финансов Федор Ярошенко, об отставке которого в политических кулуарах уже витают слухи, на ходу успел бросить только, что «с финансами все в порядке. Сейчас идет мировой кризис, и государство смотрит, как сохранить уже имеющиеся социальные стандарты». Владислав Каськив в шутку пообещал разобраться с суровыми охранниками, которые не пускают журналистов в зал, но что-либо комментировать отказался, мотивируя тем, что «я же только что в Кабмине два часа рассказывал».
Вице-премьер Сергей Тигипко, несмотря на то, что появился в коридорах всего лишь за пятнадцать минут до начала заседания, все же остановился и рассказал прессе, каким в его понимании должен быть средний класс: «Средним классом можно считать тех, кто имеет как минимум собственную квартиру, свое авто и хотя бы двадцать тысяч дохода в месяц на одного работающего. Сколько таких людей у нас – не знаю. Думаю, что немного – три-пять процентов примерно. Понятно, что относить учителей и врачей с заработной платой в тысячу или даже восемьсот гривен сюда нельзя». Отметил министр социальной политики и вину правительства в этом: «Говорить о том, что мы создали условия для этих людей, чтобы они могли так зарабатывать и чувствовать себя достаточно независимыми, пока нельзя».
- Учитывая скорость, с которой проходили реформы в этом году, как долго ждать изменений в лучшую сторону?
- Изменения могут проходить достаточно быстро. Я постоянно обращаюсь к опыту Эстонии и Грузии, где за три-четыре года менялось абсолютно все. Грузия была одной из самых коррумпированных стран, а стала одной из наименее коррумпированных. Все, что сегодня нам удалось сделать, я имею в виду в правовом поле, зависит от имплементации, от того, какие политики руководят тем или иным сектором, какие чиновники работают в той или иной правительственной организации.
- Если, наконец, будут определены цены на газ ситуация с МВФ изменится? Ситуация на рынках не самая благоприятная - сколько у нас еще есть времени?
- Пару месяцев точно есть. Безусловно, сегодня говорить о каких-то позитивных перспективах я бы не стал. Готовиться надо к худшему. Будет лучше – очень хорошо, но готовиться надо к худшей ситуации. По МВФ надо решать все как можно быстрее. Пока мы имеем одну проблемную позицию, которую не выполнили – это поднятие тарифов на газ для населения и темплокоммунальщиков.
Мы можем ждать еще месяц (это тот максимум, который мы можем себе позволить), а после этого должны отрабатывать решение и все-таки идти на сотрудничество с МВФ. Параллельно с этим мы должны работать на двухстороннем уровне и искать возможности по всем направлениям. Нужно искать какие-то окна во времени по заимствованиям на внешних рынках. Некоторые страны успевали в период такого недолгого улучшения ситуации выходить на рынки. Я слежу за теми странами, которые раньше вообще никто не изучал, слежу за тем, что делалось у них по отношению к поднятию тарифов, как это проходило, и вот там есть интересные решения, которые будут безболезненными для нашего населения.
Экран в пресс-центре, наконец, заработал. За столом в ожидании Президента уже сидели глава администрации Сергей Левочкин, первый заместитель Ирина Акимова, вице-премьер Андрей Клюев. Слева от кресла Президента обосновался голова Верховной Рады Украины Владимир Литвин. Место справа пустовало в ожидании премьер-министра Николая Азарова.
Анонсировалось, что на заседании Комитета будут подбиты итоги исполнения Национального плана действия на 2011 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Предполагалось также, что участники заседания обсудят и одобрят Национальный план действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы.
Однако Виктор Федорович Янукович, представ перед публикой, в своей вступительной речи заявил, что рано говорить еще даже о подведении итогов прошедшего года. Начал Президент бодро и четко – с воспоминания прошлого заседания: «Мы много чего планировали, были большие надежды, как мы будем работать в этом году. Я убежден, что наши мечты и надежды были искренними». Задав тут же вопрос: «А какой результат за год мы получили?», он на секунду задумался и сам себе ответил: «Я считаю, что в этом зале нет человека, который скажет, что доволен результатом». И грозно добавил: «Есть такие?».
Но за столом царило молчание. Владимир Литвин что-то усердно конспектировал, Ирина Акимова внимательно слушала, а Николай Азаров, казалось, без единой мысли смотрел в папку перед собой. Очевидно, безучастность премьера чем-то не понравилась Президенту. И следующей фразой он решил это подчеркнуть: «У меня только что был, скажем так, откровенный разговор с премьер-министром!». На что Николай Янович мгновенно стал пунцовым, опустил глаза еще ниже в свою папку, а потом и вовсе прикрыл лицо рукой. С учетом такой реакции представить, чем могли заниматься два политика в кабинете, казалось очень трудным.
Недостатки в «некоторых звеньях», которые, по словам гаранта, и тормозили имплементацию реформ, стали результатом коллективной работы всего правительства. Кстати, слово «имплементация» звучало в речи Президента практически в каждом предложении. Периодически перед тем, как его произнести в очередной раз, он даже останавливался, набирал побольше воздуха и на одном дыхании «выдыхал».
Дальше дело перешло к оценке экономической ситуации в мире. Видимо, желая эдак красиво завернуть мысль о том, что экономика Украины не должна зависеть от внешних условия, Виктор Федорович «завернул» противоположное: «Есть такой показатель – ожидание ситуации на 2012 год. Общая точка зрения, что ситуация не улучшится в мире. Экономический кризис ухудшается в Европе. Но мы с вами и в прошлом году, и в позапрошлом году говорили, что должны сделать все для того, чтобы не допустить глобального влияния мировой экономики на экономический кризис в Украине».
Азаров все еще продолжал краснеть, а Президент, кажется, решил успокоить его тем, что на откровенные разговоры с главой страны попадает не только премьер-министр: «Я сегодня принимал голову налоговой администрации. Я много вопросов ему задал, я готовился к этой встрече. Мы возместили в этом году больше чем 140 миллиардов ПДВ. Да?»
«42 миллиарда», - не поднимая глаз, тихонько вставил свои «пять копеек» Николая Янович.
Вспомнил Президент и о том, что с принятием Налогового кодекса в стране урегулировалось много вопросов, но жалобы представителей бизнеса и налогоплательщиков по регионам остались: «Мы не довели этот вопрос до конца. Почему мы затормозили этот процесс? Нет ответа. И на многие вопросы, которые я сегодня задал руководителю налоговой службы, тоже не ответа». Проколы в социальной сфере Президент объяснил тем, что «мы своевременно не принимали решения».
Обратил внимание Янукович и на виновников. Некоторые министры, по его мнению, пытаются противостоять реформам вместе с депутатами. Он привел в пример попытку упростить разрешительную систему: «Когда мы сокращаем разрешительные процедуры, нам создают законы, которые снова или обновляют или расширяют их. Этого не будет! Я обращаюсь к исполнителям, министрам, всем, кто несет ответственность, вы используете механизмы возвращения через парламент, через народных депутатов. Мы провели некоторые разговоры с некоторыми нардепами, и они нам откровенно сказали, что это было просьба из правительства. Зачем нам идти таким путем?». Найти «исполнителей» и разобраться с ними он поручил Азарову и Акимовой. А министрам, которых не устраивают условия работы, предложил уйти в отставку: «Те министры, которых не удовлетворяют условия, при которых мы сегодня работаем, должны самостоятельно написать заявление и уйти в отставку. Не нужно ждать, чтобы мы вам помогали. Но возвращения назад не будет». Азаров, тем временем, либо что-то рисовал либо старательно обводил по нескольку раз уже имеющиеся на листочке буквы.
Отдельно досталось министру образования Дмитрию Табачнику и министру здравоохранения Александру Анищенко: «Концентрация этой работы часто связана с неприятными вещами – есть закрытие школ в некоторых регионах, больниц. Нельзя этого делать без привлечения общественности. Я обращаюсь к министрам, к Табачнику и Анищенко, ну заведите порядок такой, чтобы люди знали своевременно за год, за два, чтобы с пониманием к этому относились, чтобы знали, что это делается, чтобы улучшить условия лечения или учебы».
А тем, кто вовремя не будет информировать народ, Виктор Федорович со всей своей простотой пообещал: «Не будете этого делать – пострадаете». Владимир Литвин после такого заявления даже перестал писать и положил ручку на стол, а Ирина Акимова, наоборот, самозабвенно взялась что-то конспектировать.
«Попросил» Виктор Федорович министров не кататься по регионам «свадебными генералами» или для «галочки с Президентом»: «Когда я буду приезжать в регионы или премьер-министр будет ездить, чтобы вы там отчитались, каким образом это происходит».
С недовольством «проехался» Президент и по бюджету на 2012 год (как будто не он его утверждал): «Бюджет был подготовлен в спешке. Критиковать этот бюджет сегодня можно как угодно. Непропорциональное распределение фондов регионального развития. Николай Янович, я требую от вас и министра финансов, и от всего правительства, с января месяца рассмотрите эти вопросы, чтобы все ресурсы регионального развития, которые мы предусмотрели в бюджете, были распределены справедливо. Чтобы никаких перекосов не было. Чтобы нам не было стыдно смотреть в глаза людям, когда мы будем в регионах».
«Да или нет, Владимир Михайлович?», - обратился он к Литвину.
Тот от неожиданности поперхнулся и лишь еле кивнул головой в ответ.
«Нужно договариваться, чтобы не было обид. Так мы с вами договаривались?», - повернулся он уже к Азарову.
Николай Янович даже не ответил – только нервно сглотнул.
После речи Президента Украины, очевидно, должно было сложиться впечатление, что во всех неурядицах в стране виноват кто угодно – министры, народные депутаты, чиновники на местах, но никак ни сам Виктор Федорович.
Заседание экономического комитета никакими пертурбациями в правительстве не отличилось. Янукович просто «попужал» всех для страху и дал нагоняю за нерезультативные реформы: «Они не дали быстрых результатов, на которые мы рассчитывали, и я ожидаю, чтобы вы разобрали ситуацию и показали реальные конкретные результаты и выводы, где были недостатки, где мы затормозили имплементацию наших реформ». Пожалуй, даже самый большой ненавистник политики «донецких» не мог не согласиться с гарантом в том, что «целый ряд реформ остался на бумаге, красивыми словами».
Виктор Федорович также пообещал, что сдвиги, которые ощутит каждый человек, еще будут (хорошо бы это были сдвиги в позитивную для народа сторону) и от реформ никто отказываться не будет. Вспомнив свои предвыборные обещания, он в очередной раз пообещал увеличения пенсий и зарплат. А на текущий год задачей поставил практическую реализацию всех очерченных реформ. А почему нет? 2011-й-то вполне может претендовать на звание года теории в правительстве.
После комитета невыясненными остаются только два вопроса. Первый: почему практического результата до сих пор нет? Складывается впечатление, что говорильня затмила даже попытки правительства перейти к делу. И второй: в окружении Януковича правая рука не ведает, что творит левая? Ведь если Президент уже минимум три раза анонсировал отставки в правительстве, и в очередной раз они не состоялись, то, спрашивается, зачем, вообще, нужно было поднимать вопрос этих отставок. Для того чтобы отвлечь общество от других, более важных проблем? Или все дело в том, что Янукович таки превратился в мультяшного героя Капитошку, как и прогнозировал «Главком».