Эффект Корбана
Новый виток войны Банковой с командой «Привата» неминуемо скажется и на анонсированной ротации Кабмина, и на переформатировании парламентского большинства
Субботний арест Геннадия Корбана может, как «эффект бабочки», спровоцирует целую серию событий в украинском политикуме. Конечно, «третьего Майдана» из-за факта задержания главного «бизнес-конфликтолога», с недавних пор заведшего политическую крышу в виде партии «Укроп», не предвидится. Но новый виток войны Банковой с командой Коломойского неминуемо скажется и на анонсированной ротации Кабмина, и на переформатировании парламентского большинства.
В центре истории с Корбаном – все та же злополучная компания «Укрнафта», которой структуры «Привата» владеют параллельно с государством. Изначально после предыдущих шумных «терок» между Коломойским и Банковой была заключена договоренность, по которой «приватовцы» перестают блокировать выплаты многомиллиардных дивидендов государству, а Киев закрывает глаза на отнюдь не безупречные с точки зрения закона проделки днепропетровской команды. Более того, на недопустимость ситуации с «Укрнафтой» неоднократно обращали внимание «западные партнеры», за счет которых сейчас заполняются наши бюджетные «дыры».
Но никаких подвижек по выплате дивидендов, даже после смены руководства «Укрнафты» не намечалось, более того, источники «Главкома» рассказывают, что Коломойский стал шантажировать одним из своих припасенных на черный день тяжелых орудий – «Приватбанком». Якобы олигарх вывел из банка свои личные активы и самый крупный банк страны держится сейчас на «прививках» рефинансирования из НБУ. Дестабилизация или хуже того банкротство «Привата» приведет к катастрофическим последствиям для и так находящейся в коматозном состоянии банковской системы, а у Фонда гарантирования вкладов просто не хватит ресурсов расплатиться со всеми его вкладчиками. Конечно, «положить» один из своих главных активов – это уже крайняя мера, но в качестве лишнего козыря вполне сойдет.
-- Без Яценюка
Порошенко посчитал, что арест одиозного Корбана, особенно после позорного результата на выборах мэра Киева, послужит достаточно серьезным сигналом Коломойскому и в то же время не вызовет сколько-нибудь серьезных протестов в обществе. Игорь Валерьевич действительно выступил со вполне миролюбивыми заявлениями (особенно в сравнении с Борисом Филатовым), подчеркнув, что у него нет конфликта с Администрацией Президента, а депутат от БПП Мустафа Найем даже написал в «фейсбуке», что Коломойский уже «сдал своего соратника».
Сдал – не сдал, но ставки повышены очень серьезно, особенно после сегодняшнего «кинозала» от Генпрокуратуры и СБУ, на котором Корбана обвинили в массе страшных грехов – причем провели хронологию событий еще от скандального днепропетровского рынка «Озерка», конфликт вокруг которого разворачивался еще в середине нулевых. Корбан, конечно, – тертый калач, а его юридическая команда может затянуть до бесконечности любой процесс. В идеале, если Борис Филатов таки победит на выборах мэра Днепропетровска, освободится его мажоритарный округ, по которому Корбан может баллотироваться и получить неприкосновенность, даже сидя в СИЗО. Это не Чернигов – здесь шансы «приватовского» кандидата, особенно с ореолом политмученика будут весомее. Но до этого расклада еще нужно дожить, тем более что перевыборы должна будет назначить Верховная Рада, а кто знает, какая в ней будет конъюнктура сложится к тому моменту.
Пока члены коалиции кидаются взаимными обвинениями, она трещит, но пока держится. Пусть даже на соплях и честном слове. Эпопея с новым Кабмином станет для парламентского большинства тяжелым испытанием, которое то может и не пережить. Несколько источников «Главкома» утверждают, что Порошенко уже созрел для правительства «без Яценюка», который, к тому же, неоднократно было замечен в лоббировании интересов того же Коломойского и Рината Ахметова. Плюс главной задачей действующего премьера на Банковой видели впитывание всего негатива перед местными выборами, с чем Арсений Петрович благополучно справился, и теперь его сохранение на премьерском посту некритично.
Смещению Яценюка (помимо годового иммунитета, который закончится через месяц) мешают два обстоятельства – благосклонность к его персоне Запада и многолюдная фракция «Народного фронта», без которой не выходит полноценной коалиции. Точнее, первое обстоятельство как раз обеспечивается вторым. Думается, американцев вполне бы устроила во главе правительства та же Наталья Яресько, которая была бы прямым «надсмотрщиком» за их деньгами, но более важна для них работоспособность парламента. Впрочем, тут уже есть варианты, основной из которых – дробление «Народного фронта». Бренд этот фактически уже мертв, а преданных лично «хромой утке» Яценюку (вроде земляков и друзей Максима Бурбака и Андрея Иванчука) не так уж и много. Часть фракции открыто ориентируется на Александра Турчинова и ее можно будет сохранить в коалиции взамен на премьерский пост для секретаря СНБО или иные преференции. Но в любом случае «Операция «Премьер» должна быть тщательно продумана, чтобы не сорвать западное финансирование и не спровоцировать досрочные выборы.
Одним из «слабых звеньев» Яценюка является его давний соратник Николай Мартыненко. Последнего в свое время обвиняли в том, что он заводил в списки «тушек»-перебежчиков, но те упреки – ничто по сравнению с расследованием деятельности структур Мартыненко в Чехии и Швейцарии, которое активно освещается депутатами президентской фракции. Учитывая, что в украинскую Генпрокуратуру уже направлен запрос, это могут использовать как подходящий и достаточный для Запада повод для дискредитации Яценюка.
-- Клоунада с повестками
Пока же Банковая гасит другие пожары. Арест Корбана вызвал логичные вопросы на тему, почему преследуются только представители «патриотичной» днепропетровской команды, «радикалы» и «свободовцы». В то время как масса деятелей прошлой власти чувствует себя, может, даже еще лучше, чем при «злочинном режиме», да еще и учит жизни остальных.
Уже в воскресенье по горячим следам Порошенко заверил всех с телеэкранов, что этот арест – «только начало» и волноваться следует многим другим одиозным персонам. Сказано – сделано: уже на следующий день следователь МВД Василий Смих пытался вручить в стенах Верховной Рады на подготовительном совете повестки трем депутатам от «Оппозиционного блока»: Вадиму Новинскому, Наталье Королевской и давнему недругу команды Коломойского Александру Вилкулу. Причем он успел зачитать фамилию только первого, далее следователя из зала выгнал спикер Владимир Гройсман.
Вроде бы все честно – сначала «под раздачу» попал человек Коломойского, теперь персоны, близкие к Ахметову. Смутила, как обычно, форма. Все-таки вышеупомянутых нардепов можно встретить где-угодно, только не на заседаниях согласительного совета, – даже если бы Гройсман не прервал следователя, кому бы тот вручал повестки? Передал бы тому же спикеру или главе фракции «Оппоблока» Юрию Бойко? Куда эффектнее (и эффективнее) было бы вручить повестки, а заодно проголосовать за снятие с упомянутой троицы неприкосновенности прямо во время заседания Рады, как было с «радикалом» Мосийчуком, – тем более что правоохранители вызваны в парламент отчитаться о событиях в Днепропетровске.
Позже, правда, было объяснено, что у следствия пока недостаточно доказательств для ареста названных депутатов и их пока лишь вызывают на допрос. А только после этого будет решено, предъявлять ли обвинения и ходатайствовать в Верховную Раду о снятии неприкосновенности. Королевская уже сказала, что никаких повесток не получала, а Новинский сам связался с МВД и заявил о готовности сотрудничать со следствием. Выяснилось, что дело, по которому его хотят допросить, достаточно прозаично и касается нашумевших корпоративных разборок вокруг сети супермаркетов «Амстор», возникших у «православного олигарха» с другим совладельцем компании Владимиром Вагоровским.
Позже глава СБУ Василий Грицак заявил на брифинге о деле о многомиллионных растратах и минимизации налогов в сети супермаркетов «Брусничка» все того же Рината Ахметова. А генпрокурор Виктор Шокин, требования отставки которого становятся все громче, анонсировал новые допросы высокопоставленных лиц.
Несмотря на то, что общество требует громких арестов, сегодняшнее шоу на согласительном совете было воспринято, в основном, негативно. Даже Олег Ляшко, который громче всех требует арестов экс-«регионалов», назвал действия правоохранителей недопустимыми. Без особого энтузиазма восприняли «показуху» в Раде и другие нардепы.
{3-}
Михаил Папиев,
народный депутат, «Оппозиционный блок»
Это пиар-акция, более всего на это походит. Для чего это делается, нужно спрашивать у ее инициаторов. Выглядит это не очень правильно, здесь отсутствует здравый смысл. Преследования у нас в первую очередь происходят по принципу оппозиционной деятельности. Сегодня уже говорилось, что это раскачивание лодки. Даже если взять те времена, когда, как говорят, не было демократии, я имею в виду времена президентства Кучмы и Януковича, то в страшном сне невозможно было себе представить, чтобы при тех режимах делалось то же, что сегодня совершают так называемые демократы. Завтра в девять утра состоится заседание нашей фракции, на котором мы будем этот вопрос обсуждать.
{4-}
Анатолий Матвиенко,
заместитель руководителя фракции «Блок Порошенко»
Знали ли правоохранители, куда они идут? Очевидно, знали. Они знали, что там (на согласительном совете) нет ни Вилкула, ни Новинского, ни Королевской? Очевидно, что знали. Это предупреждение этим людям (которым принесли повестки) с тем, чтобы они завтра в Верховную Раду не пришли? Наверное, предупреждение. Не знаю, почему это делают следователи МВД. Знает ли Аваков процедуры Верховной Рады? Знает. Я не могу это комментировать, я этого не понимаю, это за границами здравого смысла. Если идет речь о том, чтобы завтра смикшировать настроения в зале, мол, почему к ответственности не привлекаются люди по старым проблемам, то это (попытка вручить повестки) значит, что не могли найти лучшего способа публично об этом объявить. Мне кажется, это не от большого ума сделано.
{5-}
Сергей Пашинский,
заместитель руководителя фракции «Народний фронт»
Мы почти за два года так и не создали действенный механизм привлечения окружения Януковича к ответственности. Нужно зацикливаться не только на Корбане, нужно жестко поступать со всеми, причастными к преступлениям. Как политик и депутат, я сделаю все возможное, чтобы эти дела (Новинского, Вилкула, Королевской) были доведены до конца.
Ни в ГПУ, ни в МВД нет действенных механизмов привлечения к ответственности народных депутатов. Если руководствоваться тем механизмом, который есть в Украине сейчас, то правоохранители должны были в регламентный комитет Рады прислать материалы, причем детальные. После этого у человека есть две недели на то, чтобы определиться, убегать или ждать. Обычно человек убегает, вот и все. Как только человек узнает, что этот вопрос (к примеру, о приглашении на допрос) ставится в повестку дня, он садится в самолет и улетает. Клюев также говорил, что убегать не будет, ходил на заседания комитета, но почему-то убежал. Я не поклонник Шокина и его фанат, но что он мог сделать, чтобы не допустить этого побега?
{6-}
Олег Березюк,
глава депутатской фракции «Самопомич»
Это что – таким способом этих людей (Новинского, Вилкула и Королевскую) предупредили, что их будут арестовывать, для того, чтобы они убежали? Они же и не должны были быть на согласительном совете Рады! Это очень «высококачественная» деятельность правоохранительных органов. В парламенте не место для таких вещей.
Все, что сейчас делается со стороны государства и правоохранительных органов – это дымовые шашки, за которыми прячется политическая и управленческая бездарность. Это дымовая шашка, чтобы люди не видели, что до сегодняшнего дня по большинству регионов не подведены итоги выборов, чтобы прикрыть фальсификации на местных выборов. Это не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией.
У нас просто некому доводить эти дела до конца. Мы можем поверить, что что-то изменится только тогда, когда будет новый Генпрокурор, которому будут доверять.
{7-}
Владимир Фесенко,
директор Центра политических исследований «Пента»
Чтобы не было обвинений в избирательном правосудии, сейчас приносят повестки Вилкулу, Новинскому и Королевской. И это правильно. Хотя, на мой взгляд, тактически было бы правильнее сначала сделать то же самое в отношении «регионалов», а вот после уже и Корбана. С точки зрения законов пиара было бы правильно.
Теперь риск президентской команды заключается в том, что она как бы начинает войну на два фронта – и против Коломойского, и против Оппозиционного блока, причем речь идет о команде Ахметова. Удастся ли теперь в условиях войны на два фронта провести необходимые решения в парламенте о снятии депутатской неприкосновенности? Этот вопрос открытый, как и то, удастся ли довести эти дела до конца. При всей взаимной ненависти, борьбе, в том числе в Днепропетровске между Филатовым и Вилкулом, на фоне конфликта интересов у олигархов возникает общий интерес – инстинкт самозащиты.