В начале было слово
Виктор Янукович призывал создать коалицию, поднять экономику и интегрироваться в Единый Мир.
В первом публичном выступлении Виктора Януковича в качестве Президента Украины, его инаугурационной речи, новый глава государства призывал создать коалицию, поднять экономику и интегрировать наше государство в Единый Мир.
Инаугурационной речи Виктора Януковича сложно дать однозначную оценку. С одной стороны, Президент страны, так и не выкарабкавшейся из пучины мирового экономического кризиса, наверно, и должен был посвятить львиную долю своего первого спича перспективам выхода государства на путь устойчивого экономического развития. С другой стороны – отличить эту речь от десятков других речей, произнесенных за последние месяцы Януковичем в качестве лидера оппозиции на многочисленных митингах и телеэфирах, крайне сложно.
Спичрайтеры Виктора Федоровича не справились с главной задачей: превратить инаугурационную речь в особенное событие, в спич, который надолго запомнится слушателям, вызовет у них эмоции гордости если не за своего Президента, то за свою страну, и будет цитироваться на протяжении всего времени его пребывания в президентском кресле.
В первой речи Януковича было очень много тактики и слишком мало стратегии. В каком направлении будет вести страну новый Президент Украины после того, как, условно говоря, ВВП страны начнет демонстрировать убедительный рост, какой видит Янукович свою страну по итогам своего президентства, – ответы на эти, важнейшие для понимания политики главы государства вопросы, к сожалению, остались за кадром…
В отличие от первого спича Президента Виктора Ющенко, в речи Януковича не было обширных экскурсов в историю, упоминаний о казацком государстве, «Руськой правде» и о «жертвах Голодоморов, депортаций и Холокоста», «которые видят нас с небес и гордятся нами». Впрочем, от Виктора Федоровича, если честно, никто и не ждал характерного для речей его предшественника исторического пафоса.
Характерной чертой инаугурационных речей считается выражение новоизбранными президентами благодарности членам своей команды, приведших их на высокий государственный пост. Виктор Янукович в своем спиче тактично обошел этот момент стороной. С другой стороны, может, это и к лучшему: все мы прекрасно помним, чем обернулись слова Ющенко, адресованные его команде: верю, мол, что вы будете неутомимыми в работе, которая ждет нас впереди…
Труднее объяснить отсутствие в инаугурационной речи Виктора Януковича еще одного традиционного для подобных спичей момента – слов благодарности в адрес семьи, без поддержки которой выигрыш этой тяжелой гонки был бы невозможен.
И уж вовсе непонятно, почему новоизбранный Президент ни словом не удостоил тех украинских избирателей, которые не отдали свои голоса за него. Это выглядит тем более странно, если учесть, что Виктор Янукович стал первым в отечественной истории главой государства, который не смог заручиться поддержкой половины проголосовавших на выборах. А отсутствие в сессионном зале парламента более чем трети депутатов должно было еще раз напомнить Виктору Федоровичу, что эйфорию по поводу его избрания испытывает отнюдь не весь украинский народ, и диалог со скептиками нужно начинать уже сегодня…
Несмотря на то, что Янукович описал свои ощущения после принятия присяги как «ответственность и смирение», он признал: его вступление в должность знаменует собой начало нового периода новейшей истории Украины. Начинается этот период вовсе безрадостно – Виктор Федорович не пожалел эпитетов, описывающих бедственное положение экономической и социальной сферы нашего государства. И это минорное общее настроение спича Януковича – еще одно его отличие от инаугурационной речи Ющенко, исполненной гордости за украинский народ, возможно, не самый богатый, но отвоевавший свободу и демократию на оранжевом Майдане.
Так или иначе, своей первейшей задачей Президент Янукович определяет спасение государства от социально-экономического коллапса и быстрый вывод его на путь ускоренного развития. Первым компонентом решения этой задачи является «восстановление системы эффективного государственного управления». В этой формулировке внимание на себя обращает слово «восстановление» (в ориг. – «відновити»), означающее, что система эффективного госуправления в Украине когда-то существовала, и теперь речь идет о возвращении к ней. Какую систему имел в виду Янукович – существовавшую во время его первого прихода в правительство при Президенте Кучме или при втором премьерстве при Ющенко – Виктор Федорович дал понять меньше чем через час после инаугурации, подписав указ о переименовании Секретариата Президента в Администрацию…
Впрочем, об этой новации в инаугурационном спиче не было сказано ни слова: первоочередная задача на пути возобновления системы госуправления, по словам Януковича, – это «реформирование Кабмина». Что кроется за этим реформированием, кроме его превращения в «команду профессионалов, а не политических официантов» – предмет отдельного разговора. Стремление Януковича создать в Раде новую коалицию и сформировать на ее базе новое правительство – общеизвестно и понятно, однако можно ли назвать замену персоналий в кабминовских креслах громким словом «реформирование»? Вряд ли. Поэтому, скорее всего, реальные интенции Януковича стоит искать в другой части его сегодняшнего спича.
Сотрудничество нового главы государства с парламентом в конечном итоге должно привести к «неотложному реформированию власти, судопроизводства и (самое главное – Ред.) внесению изменений в Конституцию». Конкретизировать, какой вид должен приобрести после этих изменений Основной Закон, Янукович не стал, но понять ход его мыслей можно без особого труда – тем более что стремление регионалов усилить президентские полномочия и, соответственно, урезать премьерские уже давно стало секретом Полишинеля. «Структура всех ветвей власти должна служить достижению единой цели – быстрому принятию необходимых государству законов и их быстрой реализации», – дежурной фразой описал новую систему государственного устройства сам Янукович.
По идее, реформирование системы власти немыслимо без наличия стабильного большинства в Верховной Раде, и Янукович это прекрасно понимает. «Если мы не сможем преодолеть существующие политические невзгоды во имя спасения государства, если не сумеем очистить свои сердца от яда ненависти, порожденной тщеславием и эгоизмом, государство будет обречено на продолжение блуждания в политических сумерках и социально-экономических лабиринтах», – пафосно призвал депутатов сформировать новую коалицию в свою поддержку Виктор Янукович.
«Взаимное невосприятие в результате поражения одних и победы других является не только деструктивным с позиции интересов государства, но и глубоко аморальным», – заявил новый Президент. По всей видимости, эти слова Виктора Федоровича были адресованы фракции БЮТ, представители которой не явились на его инаугурацию. С другой стороны, как корреспондировать это с тем фактом, что проекты коалиционного соглашения, наработанные регионалами, были разосланы всем парламентским политсилам, кроме БЮТ – не совсем понятно…
«Люди больше склонны доверять тем, кто подает руку в знак мира. Поэтому я обращаюсь к депутатам Верховной Рады с призывом во имя Украины», – практически слово в слово процитировал Виктор Янукович фрагмент из инаугурационного спича своего предшественника…
Фетиш Януковича – экономический прогресс Украины – должен, по словам нового Президента, базироваться на долгосрочной стратегии развития экономики, уже якобы разработанной его командой. Пока что неизвестно, имеется в виду План развития страны, презентованный Фондом Рината Ахметова весной позапрошлого года, или какая-то другая стратегия. В любом случае, те пункты новой программы, которые озвучил в своем выступлении Янукович, во многом перекликаются с «планом Ахметова».
«Много наших проблем возникло из-за того, что вместо того, чтобы двигаться к постиндустриальному обществу образца ХХI века, мы пошли путем первичного накопления капитала, то есть к так называемому «дикому капитализму», – говорил Янукович, похоже, вовсе не тревожась о том, как воспримут его слова спонсоры всех бело-синих избирательных кампаний – эти самые «дикие капиталисты», обильно представленные в парламентской фракции Партии регионов.
«Она (новая стратегия – Ред.) предусматривает развитие и государственную поддержку небольшого числа приоритетных направлений, на которых мы сможем занять достойное место в международном разделе труда», – заявил Янукович. Что это будут за отрасли, он предпочел не конкретизировать: возможно, от того, что металлургия, химическая промышленность и углепром, которые традиционно считаются вотчиной регионалов, имеют весьма призрачное отношение к «индустрии знаний», развивать которую призвал Виктор Федорович. А может, Янукович ничего не говорил по этому поводу, потому что понимал: законодательство Украины, по сути, лишает его возможности влиять на экономическую политику государства, а примет ли во внимание позицию Президента будущий премьер – еще неизвестно…
Так или иначе, быстрый экономический прогресс видится Януковичу не просто как самоцель, – именно он должен сгладить гуманитарные противоречия, раздирающие украинское общество, объединить страну. Возможно, поэтому новый Президент ни слова не обмолвился о языковом и церковном вопросе, в решении которых от Януковича ждут немало креативных ходов.
«В экономически развитых государствах вероятность возникновения внутренних конфликтов из-за разницы в культурных традициях того или иного региона в десятки раз ниже, чем в государствах экономически отсталых», – обосновывал свою точку зрения Янукович. Конечно, после этого Виктору Федоровичу хотелось бы порекомендовать пообщаться с бельгийскими коллегами, которые при всем экономическом благополучии своей страны уже не первое десятилетие с трудом удерживают ее от распада на фламандскую и валлонскую части. Однако думается, возможность пообщаться с бельгийцами у Януковича будет и без того, причем в ближайшее время – адресом первого зарубежного визита нового Президента Украины будет, по всей вероятности, Брюссель…
Тезисы будущих брюссельских выступлений Януковича нашли свое отображение во «внешнеполитической» части его инаугурационного спича. Видение Украины не в качестве члена семьи европейских народов (что постоянно подчеркивал Ющенко), а «моста между Востоком и Западом», развитие равноправных и взаимовыгодных отношений не только с Россией, ЕС и США, но и «с другими государствами, влияющими на развитие ситуации в мире», заставил многих наблюдателей вспомнить о стратегии внешнеполитической многовекторности, характерной для Украины времен президентства Леонида Кучмы.
Вместо слов о европейском выборе Украины, которых наверняка ждали от нового Президента представители западных официальных делегаций, они услышали от Януковича обтекаемую формулу интеграции нашего государства в глобальное политическое пространство, то есть, по сути, в никуда. Ведь как иначе оценить этот фрагмент инаугурационной речи: «Человечеству, и Украине в том числе, нужен ЕС в глобальном прочтении. Я имею в виду Единый Мир (ориг. – Єдиний Світ) как силу, способную гарантировать планете мирное сосуществование различных цивилизаций, энергетическую, экологическую, продовольственную безопасность»?
«Мы готовы принимать участие в этих процессах как европейское внеблоковое государство», – передал привет отечественным евроатлантистам Виктор Янукович. И тут же «добил» тех, кто любит при каждом удобном случае напоминать, что интеграция Украины в Евросоюз и НАТО как цель государственной политики прописана в действующем законе об основах национальной безопасности: «Я намерен предложить эту концепцию парламенту для выработки основ внешней политики Украины, и, надеюсь, высший законодательный орган меня поддержит».
В завершение своего спича Янукович вспомнил о том, что популизм в Украине является неотъемлемой частью риторики не только кандидатов в Президенты, но и собственно Президентов. «Мы выплатим задолженность по заработным платам и пенсиям, чего так и не сделало действующее правительство. Учитывая катастрофическую ситуацию с государственными финансами, мы сделаем это за счет сокращения расходов на бюрократическую систему и начнем с себя. Одним из моих первых указов на посту Президента Украины будет указ о сокращении расходов на Секретариат Президента и другие структуры, обеспечивающие его деятельность», – заявил он, сорвав аплодисменты присутствовавших в зале.
Конечно, стремление Виктора Януковича погасить задолженности по зарплате, размер которой на 1 января текущего года, по данным Госкомстата, составляла почти 1,5 млрд грн., похвальна. Однако сделать это только за счет благородного урезания собственного финансирования невозможно даже теоретически.
Статьи бюджета 2009 года, финансирующие организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности Президента и его Секретариата, зарубежные визиты и организацию официальных мероприятий с участием главы государства суммарно «тянули» из государственной казны чуть больше 218 млн грн.
Конечно, это вовсе не значит, что стоимость содержания Президента и его аппарата не надо сокращать – наоборот, идее Януковича можно и нужно аплодировать. Однако нужно понимать, что, во-первых, лишение себя части государственного финансирования не может кардинально изменить катастрофическую ситуацию с невыплатой зарплат и пенсий, а во-вторых, финансирование деятельности Президента все-таки осуществляется законом о госбюджете, изменить который указом главы государства невозможно.
Главная цель, которую в данном случае преследовал Янукович, – это не предложить реальный путь решения объективно существующей проблемы, а с первого дня своего пребывания на должности понравиться «маленьким украинцам», озлобленным на власть и вполне справедливо считающим бюджетные траты на нее непомерными.
Впрочем, за это Президента, пребывающего на своей должности первый день, простить, наверное, можно. Главное – надеяться, что слова Януковича: «Работа и результат во имя процветания моей Родины – вот кредо, с которым я приступаю к исполнению своих обязанностей на новом ответственном посту» – оказались не дежурной фразой, с которой восходили на различные должности десятки украинских политиков, а настоящим императивом деятельности четвертого Президента Украины.