Анатомия стагфляции. Мировую экономику спасет Украина
Послевоенное восстановление спровоцирует экономический рост в мире
Британское исследовательское, аналитическое агентство Economist Intelligence Unit еще в начале года прогнозировало рост мирового ВВП (валового внутреннего продукта) в 2022 году на 3,9% по сравнению с 2021 годом. Пока прогноз отрицательный: минус 1,1%. Мировые экономисты во всем винят стагфляцию – ситуацию, при которой экономический спад сочетается с инфляцией.
В свою очередь многие эксперты, например, один из главных экономистов крупнейшего банка Великобритании HSBC Holdings Фредерик Неуман и профессор экономики Университета штата Огайо (США) Тревон Логан, в интервью Bloomberg заявили, что причина стагфляции – полномасштабное вторжение России.
Но, как выяснил «Главком», именно Украина, которая сейчас наносит серьезные военные поражения российскому агрессору, способна в результате вылечить планету от эпидемии стагфляции, победить инфляцию и вернуть мировой экономический рост.
Симптомы и причины стагфляции
Стагфляция – относительно новый экономический термин, впервые применивший в 1965 году британский политик, бывший министр труда Иан Маклеод.
Стагфляция – сочетание стагнации (депрессивного состояния экономики, сопровождающееся ростом безработицы) и инфляции – рост цен на товары и услуги.
Интересно, что раньше, до второй половины 1960-х годов, экономический спад повышения цен не вызвал. Более того, чаще всего он даже вызывал понижение – дефляцию. В условиях малосвязанных между собой государственных экономик это было логично – если в стране экономический спад, растет безработица, а зарплаты падают, то цены поднимать нет резона – пусть люди покупают хоть что-нибудь.
Ситуация поменялась с началом глобализации экономики.
В некоторых странах может быть экономический спад, стагнация. Но где-то эти явления менее ярко выражены и в условиях глобализации всегда можно продать товар на стороне. И если есть желающие покупать, цены будут расти», – объясняет «Главкому» президент Центра рыночных реформ, бывший министр экономики Украины Владимир Лановой.
В качестве примера – довоенная ситуация в Украине. Мы были крупнейшим в мире производителем подсолнечного масла и одним из крупнейших производителей курятины. Но цены в наших магазинах на эти продукты только росли. С точки зрения агрохолдингов это было резонно – почему мы должны удерживать цены в украинских маркетах на прежнем уровне, если можем выгодно продать этот товар за границу?
Первый яркий пример стагфляции – ситуация, возникшая в мире после нефтяного эмбарго 1973 года, когда арабские страны-экспортеры нефти отказались поставлять ее государствам, поддерживавшим Израиль.
«Цены на нефть подскочили с $3 до $12 за баррель. Я тогда был молодым экономистом и очень хорошо помню период стагфляции, который длился почти десять лет», – вспоминает глава Национального банка Румынии Мугур Исареску.
Еще одним показательным примером стагфляции (правда, не в мировом масштабе, а в региональном) может служить состояние экономики России в 1991-1996 годах, когда при росте цен в десятки раз произошло падение ВВП почти в три раза. Кстати, по мнению экспертов Economist Intelligence Unit, больше всего в 2022 году в валовом внутреннем продукте потеряет именно Россия – минус 10%.
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило в комментарии «Главкому» отметил, что говорить о том, что именно российская агрессия против Украины повлекла за собой мировую стагфляцию, было бы не совсем правильно.
«Инфляционные тренды сформированы тем, что началась пандемия, произошло разрушение логистических цепочек между производителями, поставщиками, продавцами. Выросли издержки, а, следовательно, и конечные цены. Но в прошлом году рост затрат продолжился из-за повышения Россией цен на энергоносители. А начавшаяся против Украины активная фаза войны уже просто изрядно стимулировала развитие ситуации. Беспрецедентная финансовая поддержка мировым сообществом украинской армии, беженцев (выплата помощи, предоставление жилья) – это дополнительные бюджетные расходы. И вторжение России в Украину способствовало росту инфляции в большинстве стран мира», – говорит эксперт.
Еще ситуацию со стагфляцией усугубляет жесткая монетарная политика, проводимая большинством государств. В частности, повышение ключевой ставки – процент, под который Центральный банк государства выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Соответственно, кредиты и депозиты становятся более дорогими для бизнеса и населения.
Брать кредит становится менее выгодно – потом придется больше отдавать. А вот положить деньги в банк на депозит – напротив, интереснее, потом больше получишь. Потому спрос на продукцию падает (деньги несут в банки, а не оставляют в магазинах), инфляция замедляется. Но оборотная сторона медали – сокращается кредитование. Соответственно деловая активность замедляется еще больше.
«В Украине ключевая ставка была поднята 2 июня 2022 года, с 10% до 25% годовых, – напоминают в департаменте монетарной политики и экономического анализа Национального банка Украины. – Да, это замедляет рост экономики в краткосрочной перспективе, но мы должны обуздать инфляцию, чтобы бизнес мог нормально планировать свою работу, делать долгосрочные инвестиции. То есть из двух бед мы были вынуждены выбрать меньше».
Победа Украины может оздоровить мир
Если развязанные Россией войны (сначала энергетическая со всем миром, а затем и обычная против Украины) привели к стагфляции, то успешные боевые действия, ведущие ВСУ против страны-агрессора, в перспективе приведут к оздоровлению мировой экономики.
Напомним, что именно благодаря Второй мировой войне США стали ведущим экономическим государством мира – сначала ленд-лиз, а затем и план Маршалла вызвали небывалый рост американской экономики во всех отраслях: военное производство, тяжелая и легкая промышленность, товары народного потребления, аграрный сектор. Общие суммы ассигнований по обеим программам составили $26 млрд. По нынешним ценам это $320 млрд.
«Сейчас только США выделили Украине почти $40 млрд. Точнее – это помощь по разным программам до конца года. Но новый ленд-лиз заработает с 1 октября, и какие там будут фигурировать суммы, пока неизвестно. На Западе видят, что мы побеждаем, они начнут снабжать нас еще более современным оружием. Но ее еще предстоит сделать, это будет стимулировать подъем экономики в целом. Те же танки – это металлургия, тяжелая промышленность, электроника, оптика… и много чего», – говорит Владимир Лановой.
Но главное, по словам экономиста, это программа послевоенного восстановления Украины: «Благодаря плану Маршалла экономика разрушенной Германии переживала бурное развитие. Ежегодно рост ВВП составил до 15% на протяжении более десяти лет. Подобными темпами росла и экономика Японии, ей также оказывалась западная экономическая помощь, но из другой программы».
«Запад сейчас дает нам то, что у него есть – новое вооружение только начинает производиться. Но военное производство будет расти: страны мира, увидев, что происходит в Украине, поймут, что эпоха больших войн, возможно, только начинается, нужно вооружаться самим. Это, конечно, будет стимулировать экономику. А когда Украина войдет в режим послевоенного восстановления – это станет еще более существенным стимулятором для развития мировой экономики. Точнее, для экономик стран, которые захотят участвовать в восстановлении нашего государства», – говорит Ярослав Жалило.
Следует отметить, что уже сейчас видно, что руководство некоторых европейских стран не слишком желает помогать восстановлению Украины. Следовательно – и себе. Канцлер Германии Олаф Шольц отклонил просьбу украинского премьер-министра о поставках 100 современных танков Leopard 2А7. Это при том, что германская компания Krauss-Maffei Wegmann еще 8 апреля объявила, что готова эти танки производить и поставить первые экземпляры через 36 месяцев. То есть – всего за три года! Ведь производство можно было начать уже сейчас, способствуя экономическому росту как минимум на одном отдельно взятом предприятии.
По словам Ярослава Жалила, рост экономики, связанный с повышением военных расходов и производством вооружений – достаточно длинный. Но это – один из стимулов. А для того чтобы начался настоящий экономический бум, необходимо быстрее закончить войну и начать восстановление Украины.
Андрей Кузьмин, «Главком»