Взрыв на бензоколонке Путина. Все, что нужно знать о нефтяном эмбарго

санкции
Взрыв на бензоколонке Путина. Все, что нужно знать о нефтяном эмбарго

В настоящее время покойный американский сенатор Джон Маккейн дал точное определение: Россия – бензоколонка, управляемая мафией, и только притворяющаяся страной...

Фото: seattletimes.com

Полный запрет на импорт нефти повредит России, но не молниеносно

Европейский Союз решил полностью прекратить импорт российской нефти и нефтепродуктов в ответ на развязанную Россией войну против Украины – соответствующее положение о нефтяном эмбарго содержится в шестом пакете санкций против РФ.

Что такое, собственно, это эмбарго, и насколько оно может нанести экономический ущерб стране-агрессору, выяснил «Главком».

Что такое эмбарго

Мировые государства, отстаивая свои интересы и пытаясь ослабить конкурентов по торговле, довольно часто используют экономическое давление, называемое «торговое эмбарго» и произошедшее от испанского слова embargo – «запрет, арест». Понятие впервые появилось в XVII веке, когда Испания, считавшаяся в то время «владычицей морей», стремилась максимально ограничить торговлю других государств со своими американскими колониями, и при случае пыталась задерживать и арестовывать чужие корабли с грузом.

В настоящее время эмбарго означает запрет на ввоз в страну (или вывоз из нее) определенной категории товаров. Бывает полное и частичное. Первое – случай редкий, это полное прекращение торговых отношений. Самый яркий пример, кстати, связан также с Испанией, которая в 1939–1959 годах при правлении Франко отказалась от внешней торговли с другими странами. Но это было самостоятельное решение диктатора. Другой случай – принудительное, так сказать, эмбарго. Например, континентальная блокада Великобритании в 1806–1814 годах (с тотальным запретом торговли), которую ввел Наполеон, или экономическая блокада Кубы со стороны США, которая длится уже 62 года.

Частичное эмбарго связано с определенными видами товаров, чаще под ограничительные санкции попадают оружие, продукция для ядерного производства и топливной энергетики, продовольственные товары и, конечно, нефть.

Как Европа подсела на нефтяную иглу СССР

17 октября 1973 года начался крупнейший в мире нефтяной кризис, известный также под названием «нефтяное эмбарго». В этот день ОАПЕК (организация арабских стран-экспортеров нефти) объявила, что не будет поставлять нефть государствам, поддержавшим Израиль во время Войны Судного дня с Египтом и Сирией. Под санкции, в частности, попали США, Великобритания, Япония, Канада и Нидерланды.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и по сей день считается самым большим/Фото: wikipedia.org Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и по сей день считается самым большим/Фото: wikipedia.org

Для промышленно развитых государств нефтяное эмбарго стало очень противным событием. Цена на нефть выросла в четыре раза, с $3 до $12 за баррель (единица измерения объема нефти, равная 159 литрам), начался экономический кризис. Эмбарго, которое выявило подлинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть, действовало почти шесть месяцев и было отменено в марте 1974 года.

Следует отметить, что в этом нефтяном эмбарго были и плюсы. Американцы, европейцы и японцы стали массово пересаживаться на малолитражные автомобили (что существенно улучшило экологию), правительства приняли целый комплекс мер по экономному потреблению нефтепродуктов, были созданы сотни передовых энергосберегающих технологий. А вот существенный минус – кризис способствовал увеличению экспорта нефти из Советского Союза и в конце концов подсадил европейские страны на российскую нефтяную иглу.

Что означает нефть для экономики России

Как пишет профессор Крэйг Кеннеди из Гарвардского университета, доходы от экспорта «черного золота» дают России 70% годового бюджета. В 2021 году продажа нефти и продуктов ее переработки принесла в общей сложности $180 млрд ($110 млрд – сырая нефть, и $70 – нефтепродукты). Для сравнения – экспорт природного газа обеспечил $56 млрд доходов, а уголь – $18 млрд.

Сейчас Россия ежедневно добывает 11 млн баррелей нефти. Три из них идет на внутреннее потребление, пять – экспортируется в Европу, полтора – в Китай, остальные – в другие страны. Таким образом, на государства ЕС приходится 63% российского нефтяного экспорта, и, естественно, введение нефтяного эмбарго будет для страны-агрессора очень болезненным.

В 2021 году страны Евросоюза уплатили России за нефть и нефтепродукты около 70 млрд евро. Это при том, что военный бюджет РФ в пересчете на евро составил 62,5 млрд. То есть нефть – это война. И даже еще немного остается.

Как будет спасаться Кремль от эмбарго

Россия вызывающе заявляет, что без нефти европейским странам будет очень тяжело, их экономика уйдет в глубокий кризис, наступит огромная инфляция и европейцы едва не будут голодать. А между тем российская нефть будет продаваться на мировом рынке, в других странах, не присоединившихся к санкциям.

Но здесь есть вопросы – кому именно и каким образом? По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, 1,5 млн баррелей за сутки, поставляемые в Китай – это технический предел. Ни порты, ни трубопроводы не смогут обеспечить большего объема поставок, и предназначавшуюся для Европы нефть России просто некуда будет девать.

Чтобы задействовать рынки сбыта в Африке, Азии или Латинской Америке (если там найдется покупатель) России, по мнению Крейга Кеннеди, придется задействовать четверть всех танкеров мира. При этом нефть нужно будет накапливать в портах (это не труба, по которой сырье просто течет). А в русских портах для этого просто нет мощностей. Плыть долго, да и морскую торговлю остановить тоже довольно просто – не сдавать в аренду танкеры.

Как рассказывает «Главкому» президент Центра глобалистики «Стратегия XXI», бывший заместитель председателя правления ОАО «Укртранснефть» Михаил Гончар, в случае введения эмбарго России неизбежно придется сокращать объемы добычи нефти – иначе ее просто негде будет хранить. Резервуарный парк российской «Транснефти» вмещает около 20 млн тонн сырья, а экспорт составляет около 250 млн тонн ежегодно (т.е. в случае задержки продаж хранилища будут переполнены спустя месяц). Можно, конечно, строить открытые хранилища, как это было в XIX веке, и сливать нефть туда, но это очень сомнительно с точки зрения экологии.

Сокращать объемы добычи – значит заглушить скважины, которые восстанавливать будет экономически затратно. В России очень много скважин с очень маленькой добычей по каждой (в Саудовской Аравии, для сравнения, скважин мало, но добыча у каждой огромная). И если скважина закрыта больше двух месяцев, открыть ее заново дорого – нужно специальное оборудование и химикаты. С этим проблема в условиях санкций.

Не все страны ЕС пришли к согласию по нефтяным санкциям/Фото: msnbc.com Не все страны ЕС пришли к согласию по нефтяным санкциям/Фото: msnbc.com

Почему эмбарго не даст мгновенного эффекта

К сожалению, шестой пакет санкций ЕС против России подразумевает поэтапный отказ от российской нефти. Сначала будут обрезаны поставки нефти, транспортируемой танкерами, а к концу 2022 года эмбарго распространится на трубопроводную нефть. Это сделано для того, чтобы европейская экономика успела перейти на новые рельсы и обеспечить альтернативные поставки нефти.

При этом следует отметить, что некоторые страны ЕС очень не хотят эмбарго, говоря о том, что без российской нефти им будет очень плохо. Речь идет о Венгрии и Словакии, которые заявили, что не имеют прямого выхода к морским поставкам, и единственный выход для них – труба. Но Австрия, например, тоже не имеет моря, и доля российской нефти в ее случае составляет всего 10%. И Швейцария – страна чисто континентальная и Чехия.

Одобрить новый пакет санкций Венгрии мешают тесные связи концерна MOL с Россией/Фото: ceenergynews.com Одобрить новый пакет санкций Венгрии мешают тесные связи концерна MOL с Россией/Фото: ceenergynews.com

Что касается Венгрии и Словакии – все объясняется просто. Единый словацкий нефтеперерабатывающий завод Slovnaft на 98,5% принадлежит венгерскому нефтегазовому концерну MOL Group. Обладающий нефтяными месторождениями в Оренбургской, Самарской и Томской областях РФ. А к 2011 году самый большой пакет акций MOL (21,2%) находился в «Сургутнефтегазе». И ЕС еще не может согласовать шестой пакет санкций, поскольку Венгрия блокирует нефтяное эмбарго, а решение должно быть единогласным.

По мнению советника министерства энергетики Украины Ланы Зеркаль, заявления Венгрии о том, что страна не выживет без российских поставок – ложь, ведь заменить поставки российской Urals есть чем.

«Когда в 2019 году россияне вынуждены были на несколько месяцев остановить нефтепровод «Дружба» из-за загрязнения нефти, не произошло никакой катастрофы и поставки осуществлялись из-за другого нефтепровода. Венгры просто торгуются – пытаются выбить у Европейской комиссии компенсацию за потерянные доходы», – говорит Зеркаль.

Подводя итог, нефтяное эмбарго ЕС нанесет огромный удар по экономике России, и при этом даже пойдет на пользу Европе, дав очередной толчок развитию «зеленых» технологий. Кстати, как подсчитал министр энергетики Украины Герман Галущенко, влияние введения эмбарго на экономику стран ЕС в среднем будет равняться снижению доходов всего на 0,3%: это около 100 евро на взрослого европейца.

А вот Украине в перспективе новые санкции мало что дадут. До конца года, когда должны заработать ограничения, еще восемь месяцев... Это, к сожалению, не нефтяное эмбарго 1973 года, которое было введено молниеносно, действовало всего полгода, но за это время смогло переформатировать всю мировую экономику.

Андрей Кузьмин, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: