Фильм «Донбасс»: 13 абсурдных мгновений Новороссии
Из всех украинских игровых фильмов, посвященных событиям на востоке Украины, этот наиболее честный и бескомпромиссный
На Одесском кинофестивале (13-21 июля) состоится украинская премьера фильма «Донбасс». Его снял самый титулованный отечественный режиссер Сергей Лозница. В частности, за эту ленту он был удостоен режиссерской награды Каннского кинофеста (программа «Особый взгляд»). В отечественный прокат лента выйдет осенью.
Это фильм-провокация, который пугает своей бескомпромиссной правдой о тотальном кошмаре, который накрыл Донбасс в последние годы.
Картина состоит из 13 условно связанных между собой эпизодов. Все они разворачиваются на территории самопровозглашенных террористами Луганской и Донецкой «народных республик» в последние годы. В основу сценария были положены реальные истории из рассказов очевидцев и любительских роликов на YouTube.
Среди героев «Донбасса» - в частности, боевики, которые «отжимают» бизнес у местных предпринимателей. Постановочные выпуски новостей с непрофессиональными актерами. Образ жизни переселенцев, у которых война отобрала последнее и они вынуждены ютиться в подвалах. Самосуд над украинским военным в самом эпицентре новоросского зверинца. Коррупция и бесчеловечное воровство чиновника в больнице. Пункт пропуска ДНР, прохождение которого напоминает игру в русскую рулетку.
Лозница исчерпывающе показывает, что в пространстве, оккупированном террористами, невозможно провести черту между войной и бандитизмом, комичным и трагичным, рациональным и абсурдным. Так же, как нельзя отличить, где оканчиваются реальные события и начинается сыгранная на камеру постановочность.
Ход повествования в этой картине напоминает сборник коротких рассказов о мире во время войны. Действие разворачивается неспешно, с литературной подробностью и долгими диалогами. Оттого отдельные критики обвинили ленту в излишней театральности.
Как и в своей знаковой документальной ленте «Майдан» (2014) режиссер показывает все происходящее отстраненно. Таким образом он как бы занимает позицию молчаливого наблюдателя, пуская действие на самотек. Оттого фрагменты донбасской реальности, которые разворачиваются перед его глазами, шокируют уже сами по себе и не требуют никаких художественных дополнений.
Отдельные персонажи пришли в этот фильм словно со страниц произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Солженицына и других классиков, которые столетиями диагностировали тяжкие недуги славянского общества. Лозница в своем новом фильме констатирует, что эти нравственные болезни стали изысканнее.
Например, любая чиновничья должность продолжает идти в связке с хищным авантюризмом и жадностью. Христианские ценности остаются фальшивой ширмой, за которой пышно цветет воровство и пользовательство. Законы все так же существуют лишь для подчиненных, в то время, как начальники – первые, кто нарушает правила, которые они же сами и установили. Последнее, например, красноречиво показывается в эпизоде, где командование наворовало целую гору электроники, но при этом жестоко наказывает одного из казаков за кражу мобильного телефона.
Перед премьерой фильма на Каннском кинофестивале Сергей Лозница сказал: «Для меня очень важно обратить внимание творцов и политиков на проблему Донбасса. Насколько я могу судить, это главная проблема нашего времени. Речь идет не об одном регионе, стране или политической системе; а о человечестве и цивилизациях в целом. О каждом из нас – сегодня».
Таким образом режиссер выводит проблему Донбасса на более масштабный уровень. Трагедия, которая развернулась в этом регионе – это не просто местный конфликт. Это пример того, во что превращается общество, если каждый человек с автоматом начинает устанавливать свои законы, если основой делопроизводства становится коррупция, если у людей атрофировались все чувства кроме страха и желания наживы.
И чтобы образовался весь этот бесчеловечный кошмар, достаточно всего нескольких лет воровской анархии, которая началась на Донбассе с приходом террористов в 2014 году. До этого же там было вполне цивилизованное общество. Не многим менее развитое, чем любое другое, например, в Европе. И сколь прочными не казались бы нравственные устои Старого Света – по мнению Лозницы, они очень быстро могут рухнуть под натиском подобного вооруженного абсурда.
Как и во всех своих предыдущих игровых лентах в центр своего нового фильма Лозница ставит человека, который не способен справиться с ситуацией. Ему не удается побороть непростые обстоятельства. В ленте «Кроткая» главную героиню насилуют морально и физически. До этого же он снял ленту «В тумане», которую посвятил истории человека, фатально запутавшегося в обстоятельствах. А первой его игровой картиной было «Счастье мое», которое показало, что жизнь в славянской провинции – это жестокие игры, в которых или ты, или тебя.
«Донбасс» снимался прошлой зимой в Кривом Роге. Картина создавалась в копродукции Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии. Нескольких ключевых персонажей в ней сыграли одесские комики Наталья Бузько и Георгий Делиев. Роли у них не юмористические, однако само их появление в этих эпизодах выглядит, как намек на то, что перед нами сейчас разыгрывается какая-то очень злая шутка.
Так, например, один из знаковых сюжетов фильма показывает свадьбу худенького провинциала по фамилии Яичница с вульгарной теткой Анжелой Купердягиной. Церемония их бракосочетания громыхает хохотом, крикливым бурлеском и диким визгом, которые не могут не раздражать. Этот эпизод брызжет пошлостью, как треснувшая канализационная труба. Тем самым он живописно символизирует социум Новороссии, который строится из подобных абсурдных семей.
Из всех украинских игровых фильмов, посвященных событиям на востоке Украины последних лет, именно «Донбасс» - наиболее честный и бескомпромиссный. Для сравнения, прославленный фильм Ахтема Сеитаблаева «Киборги» пресыщен патриотической героикой. Меланхоличный «Иней» Шарунаса Бартаса чересчур акцентирован на частной истории молодого литовца, случайно попавшего в АТО. А сериал Алексея Шапарева «Гвардия» обижает своей халтурностью.
В годы правления предыдущего президента Украины на улицах страны стали появляться граффити «Все будет Донбасс». Эта эффектная фраза готовила людей к тому, что вскоре порядки в нашем государстве будет устанавливать некая сила с востока. На первый порах, донецкий вектор выглядел не хуже, скажем, днепропетровского, винницкого или львовского. Но прошло всего несколько лет и это направление зашло в драматичный тупик под названием «Новороссия». Пожалуй, все, что нужно знать об этом абсурдном, людоедском и грязном задворке цивилизации – исчерпывающе показывает фильм Лозницы «Донбасс».
Антон Филатов, «Главком»