Что после дронов? Военный эксперт советует Украине готовиться к следующему технологическому этапу войны
Сергей «Флэш» Бескрестнов: «Невозможно РЭБ поставить на каждого солдата. По-хорошему нам придется просто уйти под землю…»
Если прошлый год был эпохой БПЛА, то следующий пройдет под эгидой искусственного интеллекта – наземных роботов. Такое заявление сделал специалист по радиоэлектронной борьбе и разведке Сергей Флеш Бескрестнов в интервью «Главкому».
По словам Бескрестнова, FPV-дроны уже никуда не исчезнут, и дальше как Украина, так и Россия теоретически смогут закрыть системами РЭБ каждый свою страну, чтобы дроны не могли ориентироваться в пространстве. Именно в такой момент проявит себя искусственный интеллект.
«Дрон будет лететь на дальние расстояния, находя отметки на земле, цепляться за них и строить таким образом маршрут. Такая система используется в крылатых ракетах, которые могут летать по снимкам местности, анализируя ее. Но здесь единственная проблема – такая система работает только в дневное время, а ночью ориентироваться будет трудно. Конечно, будет сложнее пролетать и атаковать, но это никогда не кончится», – объясняет военный.
Бескрестнов отмечает, что у россиян год назад было достаточно FPV, чтобы атаковать украинскую технику. Однако сейчас уже идет атака окопов и личного состава. Специалист по радиоэлектронной борьбе считает, что через четыре-пять месяцев россияне смогут атаковать каждого украинского солдата на поле боя. Соответственно военные не смогут покинуть окопы ни днем, ни ночью.
«Конечно, и мы наращиваем производство FPV и заставим россиян уйти под землю. Я сейчас спрашиваю своих военных коллег, великих начальников: какой у вас план за четыре месяца? Невозможно РЕБ поставить на каждого солдата. По-хорошему нам придется просто пойти под землю с какими-то короткими вылазками на поверхность, чтобы дрон через минуту не успел тебя найти и уничтожить», – рассказывает Бескрестнов.
Военный отметил, что такой сценарий сейчас наблюдается в Крынках, где украинские морпехи работают под землей, а стоит им выйти на улицу – их атакуют российские FPV круглосуточно.
Так что, по мнению Бескрестнова, именно наземные работы могут радикально изменить ход войны. Ведь когда в ближайшем будущем Украина столкнется с риском потерять пехоту, придется действовать на поверхности работами или роботизированными платформами.
«Они будут вместо нас перемещаться, перевозить боеприпасы, продукты, эвакуировать раненых с поля боя, пока люди будут сидеть под землей. Соответственно, мы на этих роботов ставим пулеметы, гранатометы – и они идут в бой, на минные поля и так далее. Если у нас предыдущий год был эпохой БПЛА, то следующий пройдет под эгидой этих роботов», – заявляет военный.
По словам эксперта, это классический вариант, когда операторы роботов смогут находиться на отдаленных расстояниях. В украинской армии уже есть тестовые проекты, когда небольшие группы руководят удаленно БПЛА.
Отдельно военный акцентировал внимание на том, что зарубежные военные концерны приезжают в Украину учиться и пытаются выяснить, какие наработки наиболее эффективны.
«Когда меня спрашивают, почему партнеры не помогают нам РЭБом, то, простите, никакие партнеры в мире не были готовы к тому, что его понадобится столь много и быстро. В тех же США нет просто комплексов таковых в большом количестве – у коммерческих производителей был только РЭБ против дронов типа Mavic, и весь он был направлен против терроризма, чтобы дрон не залетел на какую-то подстанцию, не сбросил что-то или не похитил коммерческую тайну», – объяснил Сергей «Флэш» Бескрестнов.
Также специалист добавил, что партнеры часто не поставляют Украине технику только по причине ее отсутствия. Ведь даже РЭБ – это современное оборудование, цена которого начинается от полумиллиона долларов, а не техника и боеприпасы 70-90-х годов.
Напомним, российские войска уже начали применять технологии, о которых эксперты предупреждали совсем недавно. У российских дронов сейчас появляются системы самонаведения с машинным зрением.
Ранее Министерство обороны Великобритании заявило о первом успешном испытании лазерного оружия против воздушных целей.