Кадровый коллапс. Посол назвал страну, куда отказываются ехать украинские дипломаты
Посол Андрей Мельник: Кроме меня в Бразилии работают еще «аж» два дипломата
За последний год никто из дипломатов не записался на внутренний конкурс в МИД, чтобы отправиться на работу в Бразилию. Об этом посол Украины в Бразилии Андрей Мельник рассказал в интервью «Главкому».
Как объясняет посол, одна из проблемных составляющих с дипломатическими кадрами – это «слишком выраженная демократия» в системе министерства. Оказывается, за последние полтора десятка лет стало возможным дипломату самому записаться на вакантные должности, которые ежегодно выносятся на так называемую ротацию, сообщил Мельник.
«Вот есть перечень таких должностей за границей, и дипломат записывает свои приоритеты, куда бы он хотел поехать: первая, вторая, третья, четвертая страна. Например, сначала – Австрия, затем Бельгия, затем США. Но почти никто не говорится ехать в Бразилию или другие страны с тяжелым климатом. Поэтому и есть перекосы в системе. Руководство МИДа на них годами закрывало глаза. Выходит, недипломатично говоря, что хвост крутит собакой», – заметил посол.
По его словам, в таком случае теряется управляемость системой, ведь за последний год никто из дипломатов так и не записался на внутренний конкурс, чтобы ехать на работу в Бразилию.
Андрей Мельник подчеркнул, что в посольстве Украины в Бразилии, кроме него, работают «целых два дипломата».Один из них приехал несколько недель назад после продолжительного перерыва, многие месяцы должность консула была вакантной.
«Представьте себе, до недавнего времени на всю Бразилию не было ни одного консула. Предшествовал приезду нового коллеги внешний конкурс. На нем победил Георгий Эрман, до этого работавший долгое время журналистом, в том числе на ВВС. Слава Богу, что он владеет португальским языком и имеет профессиональное образование. Но это, скорее, счастливый случай, а не правило в системе», – подчеркнул посол.
По мнению Мельника, принимая во внимание все вызовы, которые стоят перед Украиной сегодня, в Бразилии должно быть «не два, а 22, а еще лучше 32 дипломата». Ведь Бразилия – лидер на латиноамериканском континенте, страна, которая занимает восьмое место по размеру ВВП в мире – $2,17 трлн (2023).
«Если бы в нашей посольской команде было бы 100 дипломатов, то, поверьте, я нашел бы каждому из них чем заняться в режиме 24/7. И это не преувеличение. А сейчас мы не способны заполнить одну или две вакансии, потому что просто отсутствуют дипломаты со знаниями португальского языка. И это я только о Бразилии сейчас говорю, а что уж говорить о кадровых потребностях наших дипмиссий в самой Португалии и других португалоязычных странах», – подчеркнул посол.
По его убеждению, Украина должна сформировать португалоязычный «скелет»: собрать группу молодых дипломатов, 10-15 работников из центрального аппарата, и направить их на интенсивные языковые курсы в Лиссабон или Рио-де-Жанейро, которые после сдачи экзаменов могли бы быть безотлагательно. направлены на работу, например, в Бразилию, Анголу или Мозамбик.
«И так следует делать каждый год. Это же касается, поверьте на слове, и всех других наиболее распространенных в мире языков: и арабского, и китайского, и даже испанского, я уже не говорю о каких-то экзотических. Часто дипломаты направляются в заграничные командировки, не владея языком государства пребывания, или имея слишком поверхностные знания. Это недопустимо само по себе», – считает Мельник.
Посол добавил, что многие дипломаты уже в стране-пребывании оплачивают языковые курсы самостоятельно.
«Такого не должно быть в принципе. Например, в Великобритании и других государствах дипломат перед загранкомандировкой в другую страну освобождается от работы в центральном аппарате министерства на 10 месяцев, которые посвящает интенсивному изучению языка страны своего будущего пребывания», – пояснил Мельник. Он добавил, что такая инвестиция срабатывает блестяще и без такого подхода Украина будет «пасти задних».
Напомним, что в марте 2023 Министерство иностранных дел Украины впервые в истории украинской дипломатии провело открытый поиск послов. Тогдашний глава министерства Дмитрий Кулеба заявлял, что открытый механизм позволил дипломатам изнутри системы, и людям снаружи предложить свою кандидатуру на должность посла.