Новая пенсионная система: что известно о законопроекте (инфографика)
Переход от солидарной к накопительной пенсионной системе – одно из «вечных» обещаний украинских политиков, было оно и в предвыборной программе Зеленского
Почти полсотни народных депутатов зарегистрировали в Верховной Раде очередной законопроект по внедрению накопительного пенсионного обеспечения.
Таких инициатив за последние годы было достаточно, а обеспечить переход от солидарной к накопительной пенсионной системе – одно из «вечных» обещаний украинских политиков, было оно и в предвыборной программе Владимира Зеленского. Но, несмотря на всеобщее признание необходимости реформы, она все еще остается нереализованной. Что на этот раз предлагают депутаты проанализировавшее на инфографике издание «Слово и дело».
Напомним, что в Украине действует смешанная пенсионная система, доминирует в которой солидарна (накопительные пенсии – исключительно добровольные). И проблема в том, что работающего населения, уплачивающего взносы, становится меньше, а пенсионеров больше.
«По данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста… Сокращение численности населения трудоспособного возраста обусловит уменьшение количества плательщиков единого социального взноса. В то же время расходы на социальную защиту пожилых людей, в том числе пенсионные расходы, будут расти вместе с увеличением доли пожилых людей», – объясняют авторы законопроекта.
Законопроект предусматривает обязательное участие в накопительной пенсионной системе всех работников младше 55 лет и обязательную уплату работодателями пенсионных взносов в пользу таких наемных работников.
Размер взносов, которые должны платить работодатели, будет увеличен в течение нескольких лет: в 2023 году нужно будет платить 1% от зарплаты, в 2024 году – 1,5%, в 2025 году – 2%. Государство будет софинансировать взносы на паритетных началах за счет госбюджета.
При этом размер ЕСВ, уплачиваемый работодателями, остается неизменным и включает накопительный взнос.
Кроме того, авторы законопроекта предусмотрели возможность увеличивать самостоятельные взносы по желанию работника: государство будет софинансировать их тоже на паритетных началах в пределах 3% от размера средней зарплаты.
Скопившиеся средства будут собственностью участников системы. В случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения будет переходить наследникам.
Предполагается, что до 2026 года взносы будут аккумулироваться в уполномоченном государственном пенсионном фонде, а затем будет возможность перевести средства в любой другой фонд или оставить в государственном.
Авторы законопроекта отмечают, что пенсионные накопления будут охраняться от обесценения и инфляционного влияния за счет их инвестирования в преимущественно консервативные денежные инструменты.
Заметим, осенью Верховная рада отложила рассмотрение законопроекта №2683 о введении обязательного накопительного уровня пенсионной системы.
К слову, самая большая проблема накопительной пенсионной системы – отсутствие реальных государственных гарантий сохранения накоплений. Есть большая угроза, что накопительная пенсионная система превратится в крупную финансовую пирамиду.