«Проедают последние запасы». Российский экономист объяснил, на чем до сих пор держится экономика агрессора
«Идет процесс отъема денег у бизнеса и населения»
Российская экономика выживает за счет того, что страна-агрессор отобрала все деньги, которые были на счетах регионов. Россия забирает средства у частного бизнеса и граждан, концентрируя их в своих руках. Об этом в интервью «Главкому» рассказал доктор экономических наук, экс-профессор Высшей школы экономики в Москве Игорь Липсиц.
Экономист отметил, что существует несколько причин того, что у России нет финансового кризиса и первая – повышение цены на нефть.
«Не очень хорошо работает механизм санкций, потолок цен на нефть. Я говорил с самого начала, когда о «потолке цен» было объявлено, что он будет плохо работать. Этот механизм плохо контролируем, и он работает через пень-колоду. Сейчас продолжаются попытки как-то его поддержать. Идут атаки на теневой флот, который возит нефть по ценам выше установленного потолка. Это довольно хлопотная работа. А то, что цены немного поднялись, повысило доходы», – рассказал он.
Липсиц добавил, что изменились методики расчета цен и системы налогообложения внутри России. По его словам, страна-агрессор забирает деньги у частного сектора, у частного бизнеса, у гражданского бизнеса и концентрирует в своих руках.
«Деньги вбрасывает в военную экономику, военное производство. Через производство проходит некая денежная масса, затем деньги обратно вбрасываются в экономику, порождая рост спроса, рост продаж. А когда у тебя растут продажи, у тебя растут налоговые поступления, потому что ты дал денег больше на зарплату. То есть, за эту большую зарплату люди купили больше товаров. Соответственно, ты собрал больше налога на добавленную стоимость», – объяснил финансист.
Доктор экономических наук подчеркнул, что, несмотря на притворное благополучие российского финансового процесса, Фонд национального благосостояния (ФНИ) неуклонно уменьшается. По его словам, 11,97 трлн рублей (или $133,4 млрд), по состоянию на 1 января этого года составлявших ФНД, не являются ликвидными деньгами.
«А ликвидных денег в России осталось менее трех триллионов рублей. Это только то, что у него в юанях, которые можно потратить на покупку товаров в Китае. Другая часть из остальных ФНБ – это золото. С ним большие проблемы, его особенно продать за границей очень сложно. На российское золото наложены санкции», – объяснил он.
Игорь Липсиц отметил, что Минфин золото продает Центробанку РФ (юридически – это разные лица), за что получает деньги на военные расходы. Пополнения ФНБ не происходят и если снаружи картина для россиян кажется привлекательной, то по факту в России «проедают последние деньги, их высасывают из всех уголков».
Экономист добавил, что для выживания экономики страны-агрессора власти отобрали все деньги, которые были на счетах регионов России. Также происходит высасывание всех денег из частного хозяйства, из самого населения.
«Все время повышаются какие-то акцизы, все время вводятся какие-то пошлины на импортные товары. В частности, в пять раз подняли пошлину на все импортное пиво. Идет процесс отъема денег у населения. Вот отсюда финансовый результат», – рассказал он.
С 1 января 2024 года заработал новый налог на сверхприбыль для крупных компаний, что также привело к серьезным вливаниям в российскую экономику. Липсиц объяснил, что за так называемую сверхплановую прибыль нужно платить 10%, но при условии досрочного платежа в 2023 году ставка составляла 5% – в общей сложности было уплачено 318 млрд рублей дополнительного налога.
«К чему это приведет? Это приведет к очень простой беде. Не будет денег на развитие, на инвестиции. Государство изымает деньги, но потом в это же государство приходят за деньгами избранные компании: мол, мы в беде. У них нет прибыли и запасов никаких, они теперь не могут рассчитаться с банками России (по кредитам)», – убежден он.
Кроме того, в РФ разгоняется инфляция, Центробанк увеличивает свою ставку, а в итоге дорожает кредит. Учитывая, что у многих госкомпаний кредиты по плавающей ставке, она корректируется в зависимости от ставки Центробанка и инфляции. Теперь госкомпаниям за кредиты, которые они брали, например, в 2021-2022 годах, нужно платить по новой, большей ставке.
«Минфин живет по простой схеме: мне нужно в этом квартале обеспечить финансирование войны. Что будет дальше – доживем, увидим. То есть, Минфин отбирает деньги. Затем выясняется, что страна разваливается. И нужно откуда-то брать деньги, начинать обирать последующие, пока круг не сомкнется, и вся экономика России не станет висеть дотациями на государственном бюджете», – отметил Липсиц и добавил, что такая картина очень вероятна уже в следующем году.
Читайте также:
- Когда рухнут рубль и российская экономика? Подробный разбор с профессором Игорем Липсицем
- Экономист Игорь Липсиц: С Россией происходит примерно то же, что произошло с Кубой
- «Не стреляйте по российским НПЗ!» История одного непристойного предложения
- Атака на российские НПЗ: впечатляющая экономическая стратегия Украины
- НАТО сообщило, как украинские атаки повлияли на нефтеперерабатывающую способность РФ