«Серьезные вызовы». Си Цзиньпин выдвинул США новые обвинения
По мнению мировых экономистов и политологов, риск военного конфликта между Китаем и Соединенными Штатами становится все больше, из-за продавливания интересов обеих стран
На этой неделе президент Си Цзиньпин обвинил Вашингтон в попытках изоляции его страны и сдерживании ее развития. Это отражает растущее разочарование правящей Коммунистической партии тем, что ее стремлению к процветанию и глобальному влиянию угрожают ограничения США на доступ к технологиям, поддержка Тайваня и другие шаги, которые Пекин рассматривает как враждебные. Об этом пишет издание AP.
Си Цзиньпин в понедельник прямо сказал, что возглавляемая США кампания сдерживания и подавления Китая принесла беспрецедентные серьезные вызовы. Он призвал общественность «решиться на борьбу».
Конфликт на конфликте
Во вторник министр иностранных дел Цинь Ган накалил это предупреждение, заявив, что Вашингтон столкнется с возможным «конфликтом и конфронтацией», если он не изменит курс.
«Министр иностранных дел доложил, что Соединенные Штаты наблюдают за Китаем и они должны защищаться», – сказал Джон Делюри, специалист по международным отношениям Университета Йонсей в Сеуле.
Китай – вряд ли единственное правительство, возмущающееся доминированием Вашингтона в глобальных стратегических и экономических делах. Но китайские лидеры видят, что Соединенные Штаты прилагают дополнительные усилия, чтобы помешать Пекину как претенденту на региональное и, возможно, глобальное лидерство.
Правящая партия хочет восстановить историческую роль Китая как политического и культурного лидера, повысить доходы, превратив страну в изобретателя технологий, и объединить то, что она считает родиной Китая, взяв под контроль Тайвань, самоуправляющуюся островную демократию, которую Пекин претендует как на часть своей территории.
Пекин считает это положительными целями, но американские чиновники видят в них угрозу. Они говорят, что китайские планы развития, по крайней мере, частично базируются на краже или давлении на иностранные компании с целью передачи технологий. Некоторые предупреждают, что китайская конкуренция может подорвать промышленное доминирование и доходы США.
Вашингтон помешал планам Пекина, внеся китайские компании, включая первый мировой технологический бренд Huawei, в черный список, ограничивающий доступ к процессорам и другим технологиям. Это подорвало бренд смартфонов Huawei, который когда-то был одним из самых больших в мире. Американские чиновники лоббируют европейских и других союзников, чтобы они избегали оборудования Huawei при обновлении телефонных сетей.
Вашингтон ссылается на опасения безопасности, но Пекин говорит, что это повод причинить вред его молодым конкурентам.
Оба правительства имеют крупнейшие в мире торговые отношения и общие интересы в борьбе с изменением климата и другими проблемами. Но отношения напряжены из-за Тайваня, отношения Пекина к Гонконгу и преимущественно мусульманских этнических меньшинств, а также его отказ критиковать или изолировать Россию за ее вторжение в Украину.
Нагнетание ситуации
Руководство Китая считает, что «Соединенные Штаты ввели почти повсеместное, резкое и бесшабашное сдерживание Китая во всех отношениях, особенно в стратегической и военной сферах».
Представитель Государственного департамента Нед Прайс заявил, что Вашингтон хочет «ответственно сосуществовать» в рамках глобальной торговой и политической системы, и отрицает желание правительства США подавить Китай.
«Речь идет о сдерживании Китая. Речь не о подавлении Китая. Речь не о том, чтобы сдерживать Китай», – сказал Прайс в Вашингтоне. «Мы хотим иметь такую конструктивную конкуренцию, которая честна» и «не входит в этот конфликт».
Соединенные Штаты сформировали стратегическую четверку, вместе с Японией, Австралией и Индией в ответ на обеспокоенность по поводу Китая и его претензий на большие морские пространства, которые являются оживленными судоходными путями. Они настаивают, что группа не сосредотачивается на какой-либо одной стране, но ее официальные заявления касаются территориальных претензий и других вопросов, по которым у них есть споры с Пекином.
Последняя смена политического тона произошла после острого спора по поводу китайского воздушного шара, который сбили после того, как он пролетел над Северной Америкой. Его электронику и другое оборудование проверяет ФБР.
«Цинь, министр иностранных дел «старается позиционировать Китай как глобальную силу умеренности и мира» перед иностранной аудиторией и сказать, что «это американцы, раздувающие вещи непропорционально», – сказал Делури.
Тайваньский вопрос
Правительство Си особенно раздражено проявлениями поддержки американскими и другими западными законодателями Тайваня, который отделился от Китая в 1949 году после гражданской войны.
Тайвань никогда не являлся частью Китайской Народной Республики, но Коммунистическая партия говорит, что 22-миллионный остров должен объединиться с материком, если необходимо, силой.
Согласно федеральному закону, Вашингтон обязан следить за тем, чтобы Тайвань имел оружие, чтобы защитить себя, и продавал ему истребители и ракеты. Китайские лидеры жалуются, что это поощряет тайваньских политиков, которые, возможно, захотят сопротивляться объединению и, возможно, объявить формальную независимость, шаг, который, по словам Пекина, приведет к войне.
Премьер-министр Ли Кецян, который в этом месяце должен покинуть пост второго лидера Китая, призвал в воскресенье к «мирному воссоединению». Но правительство Си также усилило усилия, чтобы запугать остров, летая на истребителях и запуская ракеты в море поблизости.
Последний спад является «свидетельством настоящей деградации» американо-китайских отношений, «никогда не имевших большого доверия», – сказал Дрю Томпсон, сотрудник Школы публичной политики Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура.
Китайские лидеры «рассматривают любые дискуссии по стратегическим вопросам как деликатные и вне», что приводит к «повышенному риску просчетов», – сказал Томпсон.
«Они считают, что США являются гегемоном, который стремится подорвать Коммунистическую партию и ее легитимность, и у них есть немало доказательств», – сказал он. «Но если восприятие и баланс интересов изменятся, они могут также легко поверить, что США являются партнером для достижения целей партии», – отметил он.