Смерти в подвале и бесчеловечные условия: что происходит в «вагнеровском» плену
Пленных содержат на бывшей обувной фабрике в Первомайске
Бойцы ЧВК «Вагнер» формируют собственный обменный фонд из захваченных украинских военнослужащих. Об этом «Фокусу» рассказала волонтер Елена – одна из тех, кому приходится разговаривать с украинскими военнослужащими, которые возвращаются из плена.
Из свидетельств бывших пленников известно, что вагнеровцы захватывают в плен и удерживают военнопленных самостоятельно, не этапируют в колонии на оккупированные территории Украины или России. Свидетели рассказывают, что при попадании в плен всех очень сильно избивают. Елена цитирует слова удержанного у вагнеровцев:
«Раздели, ударили по ногам – упал. Тогда несколько ударов по голове, по туловищу, ногам, снова по ногам. Но это по-детски по сравнению с тем, что ребята рассказывали. Им ребра ломали, зубы выбивали».
После передают конвоирам – они ведут пленных к месту содержания с завязанными глазами.
«Все конвоиры – «зеки». Они доставляют с поля боя к месту содержания, рассказывают, где сидели, за какие преступления, как их отправили на войну. У одного парня сняли обувь, и он был босиком зимой. В декабре месяце идти пешком, особенно по железнодорожным путям, было ужасно. Так ему даже дали какую-то обувь, чтобы дойти до подвала в нескольких километрах от места задержания», – добавляет волонтер.
Подвал – одно из помещений бывшей обувной фабрики в Первомайске Донецкой области, там «вагнеровцы» содержат украинских военнопленных.
«Те, с кем мы говорили, говорят, что физически пыток не применяли, но сами условия содержания были ужасающие. Место содержания – обычный подвал с высоким уровнем влажности, где постоянно капал конденсат», – рассказывает Елена.
Волонтер говорит слова пленных: когда в этом помещении было немного людей – до десяти, было холодно, но можно было дышать. Однако когда набивалось 40-50 человек, дышать становилось очень тяжело. На пол стелили какие-то картонки, на которых спали. Когда количество людей увеличивалось, места для сна хватало не всем – спали по очереди.
«Кормили сухпайками. У них три консервы, галетное печенье, чай, 40 граммов джема. Сначала выдавали один на троих, потом один на двоих», – отметила волонтер.
Иногда пленникам оказывали медицинскую помощь, но она часто не спасала, поэтому известны случаи смерти в подвале. Ольга рассказала о гибели гражданского – мужчине старшего возраста. Он был задержан летом 2022 года, подозревался в связях с «Правым сектором», надеялся, что его обменяют, но этого не случалось. Он просто сдался – перестал есть, пить воду, и через неделю умер.
Пленных «вагнеровцы» меняют на своих. И не только пленников, но и происходит обмен телами. Волонтер говорит, что действует принцип: кто дольше был, того в первую очередь отдают. За исключением, если не разведчик, не снайпер, не офицерское звание – тех дольше держат. Также задерживаются те, кто согласился там работать – обслуживать пленников: готовить еду, убирать, выносить туалеты. Но у них лучшие условия – живут в теплом помещении, им сигареты дают.
Ольга отмечает, что у вагнеровцев есть их Telegram-канал, где они преподают военные билеты представителей Вооруженных сил Украины, отмечая, что эти лица были расстреляны.
«Но этой информации верить нельзя. Ибо известны случаи, когда публично заявлялось, что человека расстреляли, потому что он не сдался в плен, но потом его вернули из плена. «Вагнеровцам» тоже нужен свой обменный фонд», – продолжает волонтер.
«Вагнеровцы» проводят нечто вроде полевых обменов, когда их руководство договаривается напрямую с украинской стороной. Тогда где-то в районе линии столкновения происходит передача пленных. Впоследствии украинская сторона добавляет их в списки официально обмененных.
Напомним, что двое бывших заключенных, которых завербовали в ЧВК «Вагнер», рассказали жуткие подробности расстрела более 20 украинских детей и подростков.
К слову, Евгений Пригожин свирепствует и протестует против руководства России. Руководитель ЧВК отметил, что его наемников под Бахмутом хватит на две-три недели.