Борьба за рубеж Северского Донца. Обзор с нескольких направлений
Противник сконцентрировался на «проблеме» ликвидации северной части нашего плацдарма на реке Черный Жеребец
Обзор. Сегодня попробуем коротко по нескольким другим, кроме Харьковского, направлениям Восточной операционной зоны.
1. Купянское направление
Вероятно, противник имел продвижение в направлении Крахмальное – Берестово, где-то примерно на 2 км. Очевидно, передовые подразделения 15-го мотострелкового полка противника (мсп) из состава его 2-й мотострелковой дивизии (мсд) 1-й танковой армии (ТА) сумели вытеснить наши передовые подразделения в юго-западном направлении и сейчас закрепляются в северной части села Берестово, севернее дороги, соединяющей Берестово и Кругляковку.
В свою очередь, 423-й мсп из состава 4-й танковой дивизии (тд) той же 1-й ТА, в течение нескольких последних суток попробовал несколько раз мелкими пехотными (штурмовыми) группами продвинуться по направлению на село Стельмаховка со стороны Коломыйчихи – пока безрезультатно.
Скорее всего, противник пытается одновременно выйти на южную и северную окраины села Стельмаховка, действуя как по дирекции Крахмальное – Берестово, так и с юго-восточного направления, со стороны Коломыйчихи.
2. Лиманское направление
Очевидно, противник сконцентрировался на «проблеме» ликвидации северной части нашего плацдарма на реке Черный Жеребец. Передовые подразделения 144-й мотострелковой дивизии (мсд) 20-й общевойсковой армии (ЗВА) противника попытались в «очередном режиме» атаковать позиции ВСУ восточнее села Терны и юго-восточнее села Новосадово несколькими штурмовыми группами, вероятно из состава 283-й. Пока – безуспешно.
В свою очередь, подразделения 3-й мсд этой же армии (20-й ЗВА), вероятно из состава ее 252-го мсп продолжают свои попытки пробиться со стороны Площадки в направлении деревни Макеевка, как юго-восточнее села, так и севернее дороги Макеевка – Площадка. Пока противнику не удается продвинуться по указанным направлениям.
Кроме этого, на Лиманском направлении, очевидно, в ближайшее время, противник, с большой долей вероятности, снова попробует силами и средствами из состава 25-й ЗВА (вероятно – 164-й омсбр), в качестве «взаимодействия» с северным флангом группировки войск (УВ) «Юг», продвинуться южнее села Диброва, вдоль реки Северский Донец.
Скорее всего, это связано с упорными попытками противника (в частности, подразделениями 7-й отдельной мотострелковой бригады\омсбр 2-го армейского корпуса\АК), наконец, вытеснить наши передовые подразделения из села Белогоровка (верхн.), которая находится на противоположном, южном берегу реки иверский Донец.
Очевидно, командование противника надеется, что одновременные действия ливофланговой бригады 25-й ЗВА и правофланговой бригады 2-го АК позволят ему каким-то образом сдвинуть ситуацию с «мертвой точки» – как на Лиманском, так и на Северском направлениях.
3. Краматорское направление
Противник продолжает свои попытки выйти на барьерный рубеж – канал «Северский Донец – Донбасс» в районе города Часов Яр. Насколько я понимаю, пока ему это удалось сделать только в районе пересечения самого канала и дороги Константиновка – Бахмут, на относительно узком участке.
Однако относительно остальных дальнейших перспектив противника, относительно его действий на Краматорском направлении, которые мы с вами рассматривали пару недель назад, стоит отметить, что изменения с тех пор невелики.
- Противник (102-й мсп 150-й мсд и 11-я отдельная десантно-штурмовая бригада\одшбр) наконец-то завершили бои в районе села Ивановское и продвинулись южнее дороги к каналу.
- Противник также имел определенное продвижение по дирекции Богдановка – Калиновка, однако незначительное. Вероятно, состарились подразделения 200-й омсбр во взаимодействии с 217-м парашютно-десантным полком (пдп) 98-й воздушно-десантной дивизии (пдд).
В настоящее время, насколько я понимаю, главной задачей для себя на этом направлении противник считает – вытеснение наших передовых подразделений из района села Клещеевка и «закрепление» в крайних домах квартала «Канал» города Часов Яр, в восточной части города.
Первую задачу решают с северного направления бывшие мотострелковые полки территориальных войск (из состава 6-й мсд 3-го АК), усиленные некоторыми подразделениями 72-й омсбр этого же корпуса, а также с востока – 88-я омсбр (2-го АК) и 83-я отдельная десантно-штурмовая (отшбр).
Вторая задача – почти вся 98-я ю.д., вполне возможно усиленная несколькими батальонами из состава «Добровольческого корпуса» (ДК). Пока все это «продвигается» у противника достаточно туго. Клещеевка – так и «не зачищена», хотя противник имел там определенный успех. А что касается восточной части города Часов Яр, то ему удалось, вероятно, продвинуться в лесном массиве северо-восточнее квартала «Канал» и сейчас бои продолжаются практически на окраине города в этом направлении.
4. Покровское направление
Ситуация также смотрится для противника, определенным образом, двусмысленно. Очевидно, что командование УВ противника «Центр» сейчас «озабочено» не только «реализацией своих многочисленных «прорывов», но и проблемой – как сохранить добытое.
Дело вот в чем. Продвижение войск противника вдоль железной дороги, ведущей из Авдеевки в северо-западном направлении по общей дирекции Очеретино – Новоалександровка, не только открыло перед его командованием ряд перспектив, «вплоть» до оперативных, но и поставили целую кучу задач, которые нужно решить (выполнить), чтобы получить шанс на практическую реализацию этих же перспектив. Иначе весь этот «прорыв» рискует пойти «в гудок».
Так, я снова о флангах.
Пока противник вел бои непосредственно в Очеретном, в этом смысле его командованию можно было ограничиться Новобахмутовкой, Соловьевым и Новокалиновым и Керамиком и решать это ограниченными силами – введением в бой пары полков 27-й мсд слева от клина, 35-й омсбр (из состава 41-й ЗВА) справа от него и нарастить усилия в полосе 132-й омсбр.
Однако противник – 30-я и 35-я отдельные мотострелковые бригады, не ограничились собственно Очеретино, а полезли дальше, в направлении Новоалександровки. А это, почти автоматически, означало, что фланги, которые и обеспечивают все эти «умопомрачительные успехи» – также теперь нужно «раздвигать и расширять», чтобы попытаться обеспечить желаемую «глубину наступления».
Итак, противник был вынужден задействовать основные силы не только 2-й общевойсковой армии (30-я омсбр и 27-я мсд), которые и наступали на северо-западном направлении, но и подтянуть 41-ю ЗВА – 35-я, 74-а и 55-я омсбр (все три постепенно были также введены в бой, точнее – возвращены, кто на острие «прорыва», а кто и по флангам). Но, как выяснилось, не все так просто, как кажется на первый взгляд.
После взятия Керамик, Новокалиново и Архангельске, на правом фланге прорыва, противнику также удалось взять под свой контроль территорию и вытеснить из нее наши войска за каскад прудов севернее села. Более того – ему удалось прорваться восточнее Новоалександровки, то есть – между ней и этими ставками. Однако дальше что-то «забуксовало». Оказалось, что даже захват Новобахмутовка и Соловьева, так сказать, «не хватает» для надежного флангового обеспечения передовых подразделений 30-й и 35-й омсбр. Нужно выходить на рубеж Сокол – Новопокровское к югу от «клина» и «очень желательно» полностью зачистить район между Новоалександровкой и Архангельским.
Однако уже прошла неделя, а эту задачу противник так и не смог выполнить. Поэтому, на данный момент, гипотетическая возможность фланговых контрдействий ВСУ, причем прямо в направлении Очеретино (со стороны села Сокол) выглядит не только вполне возможной, но я бы даже сказал вполне вероятной. А это значит, что вся эта шобла из 35-й омсбр и 433-го мсп 27-й мсд, которые сейчас «залезли» в этот «клин» и пытаются «прорваться в Новоалександровку» очень рискует.
На данный момент, командование противника всю эту ситуацию «прочитало» и ввело в бой в направлении на село Сокол еще одну мотострелковую бригаду – 15 омсбр из состава 2-й ЗВА, которая, очевидно, составляла до этого – «НЗ резерв». В связи с этим, опять напомню, уже прошло больше недели, с того момента, когда вся эта ситуация вырисовалась. Однако, поселки Сокол и Новопокровское продолжают находиться под контролем ВСУ, несмотря на упорные атаки 15-й и 74-й омсбр противника по этим направлениям. Так же, с другой стороны (фланга) - продвинуться за ставки в сторону Калиново, или взять Новоалександровку противник уже неделю не может.
А все это вместе означает, что вышеупомянутая «гипотетическая возможность» для ВСУ пока на данный момент полностью сохраняется и может подождать «лучших времен». «Вкапываться» и там строить оборонительное противнику будет очень тяжело (ибо простреливается с обоих флангов практически насквозь, причем большой номенклатурой средств поражения). А когда подвезут чешские и американские снаряды российским «тушканам» в этой «кишке» станет особенно «благодатно и радостно». Я давно говорил, стремление наступать ради портосовского, «чтобы наступать», без ясных и четких оперативных целей (а российское наступление на так называемом Покровском направлении очень похоже на это), доведет россиян до цугундера.
На тактическом уровне, у них еще просматривается некая целесообразность, но если взять «чуть выше», то очень часто можно наблюдать некое «наступление в пространство». Я бы понял, если бы они рвались где-то на рубеж Сухая Балка – Нью-Йорк, пытаясь создать условия для обхода с юга Торецкого района обороны ВСУ, но это упрямое давление в северо-западном направлении (пространстве) выглядит немного «по-сумасшедшему». Ибо вполне логично возникают вопросы – это зачем? Чтоб что?
Любые действия и решения командных инстанций и органов военного управления на войне взаимосвязаны, всегда одно вытекает из других бесцельных действий, ради самих действий, там не должно быть априори. Ведь любой нецелесообразный шаг или решение командных структур любого уровня означает бесполезное расходование (простите меня за определенный цинизм) бесценных жизней людей и ценных ресурсов.
В этом смысле россиян пока спасает тот факт, что Украина и ее Вооруженные Силы уступают врагу в нескольких ключевых показателях (они всем хорошо известны, поэтому я не буду их перечислять). И россияне могут себе позволить «экспериментальную методологию» определения слабых (ослабленных) участков в обороне ВСУ путем наступления, скажем так, на многочисленных, и в подавляющем большинстве – спорных, с точки зрения целесообразности, оттенках и направлениях. Однако до бесконечности так продолжаться не будет.
Читайте также:
- Битва за Волчанск. Новые вызовы и возможные намерения противника
- Что происходит на Харьковском направлении? Обзор с фронта
- Почему наступление на Харьков может оказаться большой ошибкой для России
- Если у россиян все так здорово, то куда они спешат?
- Враг усиливает давление на Купянском направлении. Смогут ли Силы обороны отстоять позиции?
- Россия изменяет стратегии в ведении боевых действий. Чего ждать Украине?
- Как украинские дроны превращают Крым в «зону закрытого доступа» для врага