Депортация народов Кавказа: о массовых репрессиях и сопротивлении
80 лет депортации чеченцев и ингушей
Ровно 80 лет назад на рассвете 23 февраля 1944 года оккупационный советский режим начал варварскую операцию депортации чеченского и ингушского народов.
В рамках операции «Чечевица» чеченские и ингушские поселки были заблокированы войсками оккупантов. Мужчин пригласили на сельские собрания, во время которых их задерживали подразделения НКВД. Внезапно изгнанных из домов людей грузили на грузовики и вывозили на железнодорожные станции, там их пересаживали в товарные вагоны и отправляли в Казахстан и республики Средней Азии. Для операции использовали более шести тысяч грузовиков, более 200 железнодорожных эшелонов с вагонами, более 130 тысяч солдат и офицеров НКВД, переодетых в общевойсковую форму.
Еще продолжались горячие бои второй мировой войны, но для Сталина расправа с непокорными народами Кавказа была важнее. Внезапную депортацию накрыл сильный снегопад, что затрудняло перемещение людей, особенно в горных районах. Советские власти приняли решение: тех, кого не удастся вывезти до 27 февраля – уничтожить. Казни подлежали все, кто не способен двигаться. Символом сатанинской жестокости стал поселок Хайбах, где в скотном дворе были согнаны и заживо сожжены более 700 человек.
Перед депортацией оккупанты публично насиловали женщин и девушек.
Значительная часть выживших погибли в бесчеловечных условиях во время депортации от эпидемий, холода и голода.
Менее чем через неделю 29 февраля 1944 года нарком внутренних дел Берия докладывал Сталину об успешном завершении депортации более 400 тысяч человек.
Чечено-Ингушская автономная республика была ликвидирована, а ее территория разделена между Грузией, Северной Осетией, Дагестаном и Ставропольским краем. На территории бывшей республики, ставшей Грозненской областью России, был оставлен огромный оккупационный контингент НКВД численностью около ста тысяч оккупантов.
Это свидетельствовало о том, насколько мощным было сопротивление против оккупационных властей. Те, кому удалось избежать депортации, пополняли повстанческие отряды, сопротивлявшиеся оккупантам. Только в 1953 году власти отчитались о том, что с «чеченско-ингушским бандитизмом покончено». Хотя отдельные очаги сопротивления сохранялись и продолжали борьбу до начала 70-х годов XX века.
Только в 1957 году чеченцам и ингушам было разрешено возвращаться на Родину. Однако там их не ожидал радушный прием. За время депортации Москва намеренно заселяла освобожденные земли и дома переселенцами, чтобы заложить мину замедленного действия – межнациональные конфликты в будущем.
Официальным поводом жесткой депортации стало обвинение в коллаборационизме и пособничестве фашизма. Привычное клише, используемое российской империей уже более сотни лет против всех непокорных.
Но настоящей причиной была неспособность преодолеть сопротивление и победить непокорных горцев, даже путём кровавых сталинских репрессий.
Подавив очередную волну борьбы народов Северного Кавказа против русских оккупантов во времена краха русской царской империи и установление новой формы колониализма советской оккупации, после образования в 1936 году Чечено-Ингушской автономной республики в составе Советской России Сталин усилил репрессивное давление в этом регионе.
В ответ еще задолго до начала Второй мировой войны осенью 1937 года в Чечне началось восстание, продолжавшееся до февраля 1939 года. Повстанцы созвали народный вооруженный съезд и провозгласили «Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии», которое возглавил Хасан Исраилов. Более полутора лет повстанцы вели упорную борьбу с оккупантами. Повстанческие очаги затухали и загорались, но борьба не прекращалась. Эта борьба усилилась в 1942-1943 годов, когда против оккупантов и коллаборантов во власти разгорелась полномасштабная партизанская война.
Именно это – невозможность уничтожить сопротивление свободолюбивых народов Кавказа, а не вымышленные истории о коллаборационизме и пособничестве фашизма – было главной причиной жестокой депортации, конечной целью которой было окончательное решение кавказского вопроса. А основанием для обвинения стала тогдашняя придуманная история «о распятом мальчике» – подарок от горцев «белой лошади с золотым седлом» Адольфу Гитлеру. И хотя исторического подтверждения такого подарка так и не нашли, а большинство чеченцев и ингушей были загнаны в оккупационную сталинскую армию, насильственная депортация была осуществлена.
Более того, исторические факты свидетельствуют, что еще в декабре 1943 года, не сумев преодолеть сопротивление повстанцев, сотрудники НКВД задействовали план депортации, начав формировать соответствующие оперативные группы.
9 января 1944 года Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей». Войска для проведения чекистско-военной операции начали сосредоточивать еще за месяц до преступления.
В результате депортации только по приблизительным данным погибли сотни тысяч чеченцев и ингушей.
Массовая депортация чеченцев и ингушей была не первым преступлением России против автохтонов Северного Кавказа. Царская россия тоже использовала тактику массового возмездия за сопротивление, выселяя и совершая геноцид целых народов, как это произошло с черкесами, чеченцами.
Путинская россия в XX веке повторила преступления предшественников, грубо заливая кровью Ичкерию, после провозглашения ею Независимости, применив те же принципы коллективной ответственности и массовых казней.
Объективной статистики результатов преступления нет до сих пор. Как и надлежащей реакции мира на это преступление, и хотя Европейский Парламент в 2004 году признал депортацию актом геноцида, никаких правовых шагов не было предпринято.
Именно поэтому мы и сейчас наблюдаем, как российские оккупанты кичатся, прибегают к депортационным мерам относительно непокорных «с бутылкой воды», выгоняя мирных людей из своих домов в Украине.
Но Кавказ был и остается пороховой бочкой для России. Его свободолюбивые народы хорошо помнят свою историю и обидчиков. А Украина должна стать той спичкой, что приведет порох к действию…