Настоящие гарантии безопасности для Украины
«Действенным механизмом гарантий должна стать максимальная конкретика в сделках»
Настоящие гарантии безопасности должны содержать не только общие заверения в дружбе и «право» оперативно консультироваться с гарантом в случае опасности, но и конкретные механизмы совместной обороны в случае новой войны. В случае Украины и Запада – это точно нужно настаивать, ведь речь идет о защите общей европейской границы от российского нашествия. Поскольку ВСУ защищают не только Украину, но и ЕС Киев имеет более чем достаточно аргументов настаивать на обязательстве совместно, бок о бок защищать европейские границы в случае новой войны.
И лучше всего такие взаимообязательства закрепляются созданием общей инфраструктуры и целой системы обороны, в которой заинтересованы обе стороны. Международные соглашения вообще работают только тогда, когда это одинаково выгодно обеим сторонам, которые их подписали.
Этого подхода нет ни в одном из вариантов «гарантий безопасности» (ни в немецком, ни в британском, ни во французском). Однако это более или менее можно понять, поскольку во время войны западным лидерам было бы трудно обязаться воевать бок о бок с Украиной прямо в разгар военных действий.
И потому вторым действенным механизмом гарантий должна стать максимальная конкретика в сделках. Какие конкретно должны быть общие и, главное, эффективные действия подписантов в случае войны? Сколько зарезервировано средств в ежегодных бюджетах средств «гарантов» на регулярную поддержку безопасности Украины?.. Этой конкретики нет в британском варианте. На это немного ссылки в немецком – утверждается, что в 2024 году Германия решила предоставить финансовые средства на военную помощь на общую сумму 7,1 миллиарда евро. Однако непонятно, разовая ли это помощь Берлину, или она будет предоставляться ежегодно (ведь речь идет о долговременных (10 лет), а не годовых «гарантиях!»).
Ситуация с французскими «гарантиями» вообще непонятна. Президент Зеленский говорит, что там «не обо всех ее деталях можно сегодня открыто говорить». Поэтому остается надеяться, что в закрытой части договоренностей есть максимальная конкретика.
Примером такой конкретики может быть, например, соглашение между США и Израилем, где Вашингтон публично обязался предоставлять военную помощь Израилю на сумму $38 млрд в период с 2019-го по 2028 год (и это на случай «мира», а не войны).
Однозначный позитив всех вариантов соглашений – это то, что стороны видят их как временные – до вступления Украины в НАТО. Поскольку только НАТО может быть подлинным международным гарантом украинской безопасности. Поэтому украинская сторона должна также добиться от «гарантов» конкретных сроков, когда полноценное вступление в НАТО в конце концов будет возможно. Особенно важно это услышать от США и Германии.