Почему мир забывает нашу войну
Наши внешнеполитические провалы имеют объективные причины, но мы не имеем на них права
На планете почти 200 стран.
Все они имеют свои собственные проблемы и свою внутреннюю повестку дня.
Мы не в центре мира.
Только подросткам кажется, что весь мир крутится вокруг них.
Мы пылаем в огромной войне, которая имеет шансы выплеснуться далеко за пределы Восточной Европы.
Но это мало кто понимает, кроме непосредственных соседей, да и тем плевать.
Если польский дальнобойщик не осознает, что каждый день блокирования границы увеличивает вероятность его собственного сидения в окопе, то что вы хотите от американского программиста, французского фермера, индийского мелкого чиновника, аргентинского учителя, саудовского шейха, индонезийского базарного торговца?
Миром правят истории. Почти два года назад наша история поразила мир. Но потом внимание переключилось на другие истории.
Члены парламентов и чиновники разных стран думают о внутренней повестке дня. Потому что их заставляют избиратели. Даже в авторитарных странах внутренняя повестка дня обычно преобладает.
Мы не рассказали свою историю так, чтобы она затмила внутреннюю повестку дня. Мы не стали героями сериала, который смотрят каждый вечер не отрываясь.
Отчасти это объясняется отсутствием больших новостей в течение почти года.
Но главное – мы не составили свою историю для мира.
Нам нужно усиление дипломатии в разы. Как профессиональной дипломатии (у нас еще нет послов во многих важных местах мира, а те, что есть, часто не соответствуют требованиям времени), так и народной: художники, предприниматели, историки, ветераны и тому подобное. Надо прекратить плохую практику, когда дипломатами руководят туристы. Надо прекратить плохую практику тасования переговорщиков. Надо задействовать силу горизонтальных сетей. Надо поддерживать старую и новую диаспору. Надо строить многопартийные отношения. Надо использовать на полную межпарламентские площадки. Надо стоять на каждой сцене мира, где стоят русские, и перебивать их нарративы своими. Надо выходить на каждую трибуну мира после россиян и опровергать их истории, рассказывая свои. Надо выглядеть для мира маленьким благословенным Давидом, который отчаянно бьется с большим тупым жестоким отвратительным Голиафом, а не маленькой коррумпированной автократией рядом с большой коррумпированной автократией.
Наши внешнеполитические провалы имеют объективные причины, но мы не имеем на них права. Мы должны побеждать. Каждое поражение должно научить нас, что мы делаем не так.