Санкции в действии. Россия продолжает идти ко дну

Потенциал роста России сдерживается рядом проблем, таких как низкие темпы прироста населения, высокие удельные затраты на рабочую силу и очень плохой инвестиционный климат
фото: depositphotos.com

Информация о текущих потерях РФ в результате санкций

1. Военная экономика России может резко замедлиться после второго квартала.

  • Перегретая российская экономика, возможно, скоро резко остынет на фоне растущих ограничений в ключевых секторах, до сих пор поддерживавших рост.
  • Трудовые ресурсы практически исчерпаны в условиях жесткой конкуренции между военными и бизнесом. Это, вероятно, ограничит развитие отраслей, связанных с обороной.
  • Строительный и банковский секторы больше не защищены от влияния очень высоких процентных ставок, поскольку большинство субсидируемых государством ипотечных программ свернуто в прошлом месяце.
  • По мнению экономистов, ВВП во втором квартале подскочит более чем на 4% в годовом исчислении, однако в течение оставшейся части года темпы роста, скорее всего, замедлятся вдвое.
  • Ожидается, что рост российской экономики замедлится до 2% во второй половине года и составит 0,5-1,5% в следующем году.
  • В ответ на огромный рост внутреннего спроса экономика перегрелась так, как не было со времен мирового финансового кризиса 2008 года.
  • Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны.
  • Чтобы противостоять риску стагфляции, Центробанк поднял ключевую процентную ставку до 18%, поскольку рост цен продолжает ускоряться.
  • По данным Министерства экономического развития, экономическая активность в июне демонстрировала признаки охлаждения в большинстве секторов, а рост строительства оказался самым низким за этот период с 2020 года.
  • Темпы роста в обрабатывающей промышленности, обусловленные военными заказами, в июне были вдвое ниже, чем в мае.
  • Рост оптовой торговли, включая продажи энергоносителей, замедлился до менее 2% из двузначных показателей в предыдущие месяцы, свидетельствуют данные Министерства экономического развития.
  • Бурно развивающаяся военная промышленность России, похоже, со всех сторон упирается в потолок роста из-за жестокой конкуренции за рабочую силу, предельная загрузка оборудования и все более ограниченного доступа к импортным комплектующим. Общественные отрасли вряд ли смогут стать альтернативным драйвером роста, поскольку все больше потребителей сталкиваются с реальностью заимствований по ставкам 20% и выше.
  • Рост должен замедлиться во второй половине этого года после усиления кредитно-денежной политики и прекращения действия популярной программы субсидирования ипотеки, что, вероятно, скажется на строительстве.
  • Инвестиции в основной капитал в России остаются на высоком уровне, что, по прогнозам Центробанка, может привести к ограничению экономического роста в долгосрочной перспективе.
  • Потенциал роста России сдерживается рядом проблем, таких как низкие темпы прироста населения, высокие удельные затраты на рабочую силу и очень плохой инвестиционный климат.

2. Долги россиян по банковским кредитам в первый раз превысили 40 трлн рублей.

  • По данным Центробанка РФ, на 1 июля банковские кредиты россиян составили 38,9 трлн рублей. Кроме них есть еще кредиты, прежде всего ипотека, переупакованная в ценные бумаги – их, по данным ЦБ, еще более 1,4 трлн руб. В общей сложности получается 40,3 триллиона.
  • Из них не более половины (21,2 трлн руб.) составляет ипотека, 15,2 трлн руб. – потребительские ссуды, 2,2 трлн – автокредиты, 1,7 трлн – другие ссуды и проценты.
  • Только за июнь долг россиян перед банками увеличился на триллион.

3. В России остановилось производство бронированных автомобилей инкассаторов.

  • Один из крупнейших перевозчиков наличных денег в РФ – компания «Росинкас» ликвидировала производство бронированных автомобилей для инкассаторов из-за оттока сотрудников на оборонные заводы.
  • В настоящее время у РФ есть проблемы с приобретением бронированного транспорта.
  • После прекращения собственного производства «Росинкас» решил закупать уже готовые бронированные автомобили на базе ГАЗ и ВАЗ, но фактические сроки поставки машин неизвестны.

4. В России планы производства почти 1 тыс. гражданских самолетов, заложенные в комплексной программе развития авиаотрасли РФ до 2030 года, могут быть пересмотрены в сторону сокращения.

  • Рекомендация пересмотреть количественные показатели и сбалансировать «экономически оправданный спрос и планы по производству воздушных судов» была предоставлена ​​в процессе внешнего аудита на заводах ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Ростеху.
  • Аудиторы пришли к выводу, что «между спросом на авиаперевозки и производством по программе образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и она не отвечает коммерческому спросу».
  • При планируемом производстве от 140 до 270 самолетов в год реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

5. Крупные российские банки провалили импортозамещение серверов.

  • Российские банки не смогут до начала 2025 года заменить иностранные серверы российскими из-за чего сроки импортозамещения оборудования придется перенести.
  • До декабря доля отечественного оборудования в крупных банках может составить в среднем 80%, в средних банках – 60%, небольших – всего 50%.
  • Чтобы успеть заменить импортное оборудование российским и избежать штрафов, кредитным организациям придется получить отсрочку или увеличить расходы на импортозамещение.

6. Торговля с Азией – «спасательный круг» для попавшей под санкции России.

  • Торговля России с Западом была фактически отрезана с начала 2022 года, когда страны G7 и их союзники, включая Австралию, Южную Корею и Сингапур, ввели против Москвы ряд санкций, призванных оборвать ее военные действия в Украине.
  • Индия, официально не осудившая вторжение, наблюдает небывалый всплеск российского импорта после начала войны. По данным индийского правительства, за 12 месяцев до марта 2023 года Индия импортировала российских товаров на 46,2 миллиарда долларов, что на 368% больше, чем в предыдущем году.
  • Торговля России с Китаем и странами Юго-Восточной Азии также выросла после начала войны. Экспорт Китая в Россию за январь-ноябрь 2023 года подскочил на 50% по сравнению с предыдущим годом, а импорт из России за тот же период вырос на 12%, свидетельствуют данные китайского правительства.
  • Двусторонняя торговля России с Индонезией, между тем, выросла на 45% в 2022 году и составила почти 4,8 миллиарда долларов, по данным российского МИД.

7. Объединенные Арабские Эмираты запретили мероприятие в порты для «теневого флота» России, куда входят танкеры под флагом африканской страны Эсватини, не имеющей выхода к морю.

  • В начале этого года ОАЭ запретили мероприятие в порты танкерам под флагом Камеруна.
  • Танкеры, ходящие под обоими флагами, транспортировали российскую нефть в обход санкций.
  • По данным Clarkson Research Services Ltd., подразделения крупнейшего в мире судового брокера, в 2023 году при флаге Эсватине – бывшем Свазиленде – не плавало ни одно судно. Сейчас это количество составляет 26 кораблей.
  • Отмечается, что из 18 кораблей под флагом Эсватини, видимых в данных отслеживания судов, право собственности на 16 неизвестно.
  • По данным Kpler, несколько танкеров в этом списке перевозили нефть, добытую в России и Иране.
  • Внедренное странами «Большой семерки» ограничение цен на российскую нефть и нефтепродукты запрещает западным судовладельцам, страховщикам и посредникам предоставлять суда, страховые и другие услуги для грузов, стоимость которых превышает установленные пороговые значения.
  • Москва смогла в значительной степени избежать влияния на ограничение цены, собрав «теневой флот» танкеров, работающих в труднодоступных юрисдикциях, и обратившись к незападным поставщикам услуг для доставки своей нефти на новые рынки, такие как Индия.
  • Ингосстрах входит в пятерку крупнейших российских страховых компаний, среди прочего, он страхует танкеры российского теневого флота вместо западных компаний.
  • В апреле International Group of P&I Clubs, лондонская главная организация клубов, обеспечивающая страховое покрытие судовладельцев, предоставила услуги только 16% всех танкеров, перевозящих российскую нефть.
  • В 2023 году ЕС и Великобритания наложили санкции на Российскую национальную перестраховую компанию, обеспечивающую государственное покрытие всех рисков, связанных с внутренними санкциями, включая перестрахование судов и морских грузов.
  • Ограничения фактически закрыли для фирмы два основных западных рынка перестрахования.

8. По итогам июля 2024 года китайский экспорт в РФ снова ушел в минус: он составил $9,99 млрд (-2,8% г/г).

  • Однако рост российских поставок в Китай на 5,4% до $9,71 млрд несколько сгладил картину.
  • Всего за семь месяцев товарооборот составил $136,67 млрд, но динамика продолжает снижаться: если по итогам первого полугодия он рос на 1,8%, то за январь-июль прирост снизился уже до 1,6%, причем китайский экспорт в этот период сократился на 1,1%.

9. Великобритания ввела санкции в отношении оборонно-промышленного комплекса Беларуси, говорится в заявлении МИД Соединенного Королевства.

  • Ограничительные мероприятия были распространены в Научно-исследовательский институт электронных вычислительных машин и предприятия «СтанкоГомель» и «Рухсервомотор».
  • Кроме того, санкции, предусматривающие запрет на въезд в страну и замораживание активов, были введены против начальников исправительных колоний Дениса Толстенкова, Андрея Пальчика, Филиппа Штурченко и Алексея Лазаренко.

Читайте также: