«Серый» рынок Интернета. Время прийти в чувство
«Государство имеет достаточно инструментов, чтобы приводить тех, кто не хочет жить по европейским стандартам ведения бизнеса, в сознание»
В последнее время имеем на слуху десяток «серых» и «черных» схем по уплате налогов и ведения бизнеса, которые постепенно выжимаются из нашей жизни. Согласен, что из-за сопротивления разнообразных кланов, паразитировавших на этих схемах последние 30+лет, процесс по уничтожению кормовой базы теневой экономики идет не так быстро, как хотелось бы, но эти изменения неотвратимы, и будут лишь усиливаться в ходе переговоров и выполнения условий о вступлении в ЕС.
Вот несколько примеров, где есть результат.
Ликеро-водочная ветвь. Налоговая эффективность по НДС по ее предприятиям за три года выросла более чем в полтора раза. Есть предприятия, где налоговая нагрузка увеличилась вдвое, у некоторых – с нуля до самого высокого уровня.
Ювелирная промышленность – год к году увеличивается этот показатель в 2,2 раза.
Рынок горючего, табачных изделий, игорный бизнес – мы заставляем начинать работать по честному, по закону.
Нас все больше начинает слышать рынок электроники, где годами привыкли продавать дорогие бренды через ФЛП, минимизируя налоги.
Сегодня напишу о сфере менее публичной, которая, используя то, что она не очень «на виду», все еще пытается жить и работать по-старому.
Речь идет о предоставлении доступа к фиксированной связи и Интернету.
Отрасль достаточно богата, а в условиях, когда из-за частых обесточений она остается работать стабильно – она имеет дополнительные преимущества и, соответственно, рост выручки. Общие доходы от предоставления услуг фиксированной связи в 2023 году составили 21,2 млрд. грн., рост по сравнению с предыдущим годом на 33,3% (для сравнения – доходы операторов мобильной связи – 61,7 млрд. грн., темпы увеличения по сравнению с 2022 годом – всего 9,8%).
Средний доход на одного пользователя услуг фиксированной связи – 219 грн. (против 102,1 грн. у мобильного).
Понятно, что сегмент фиксированной связи и Интернета не смог не воспользоваться возможностью массово маскироваться под физических лиц-предпринимателей.
Ведь выгода несомненна – получая от одного пользователя 219 грн. дохода при использовании упрощенной системы налогообложения с них уплачивается всего 10,95 грн. (!!!) налогов, в то время как налоговая нагрузка на общей системе составила бы 75,34 грн – в семь раз выше.
Какие это имеет последствия?
Для государства:
- большие недопоступления налогов и платежей единого социального взноса;
- неуплата таможенных платежей и других официальных сборов при ввозе телеком-оборудования в Украину;
- меньший уровень привлечения инвестиций;
- еще один искаженный рынок услуг, где одни игроки имеют несомненные преимущества над другими из-за мимикрии под микробизнесом.
Для потребителя:
- низкий уровень безопасности сетей, в первую очередь из-за ввоза и использования несертифицированного и некачественного телеком-оборудования, а нередко и просто нелегального импорта;
- поэтому – худшее качество услуг;
- незащищенность персональных данных.
Для тех, кто работает на серых провайдеров:
- скрытые трудовые отношения, которые впоследствии выльются в недостаток страхового стажа и очень низкие пенсии;
- отсутствие социальных гарантий для работников – в части оплаты труда, сверхурочной работы, отсутствии отпусков должной продолжительности и т.д.
Одним словом – в проигрыше все, кроме, разумеется, серых провайдеров.
Попробуем оценить масштабы теневого рынка.
Предприятие, предоставляющее фиксированный доступ в Интернет, обязано использовать автоматизированную систему и должно быть зарегистрировано в RIPE* NCC для работы в UA-пространстве.
Всего субъектов хозяйствования в Реестре регулятора электронных коммуникаций – более 4,5 тысячи поставщиков (более 3,8 тысячи – предоставляют услуги фиксированного Интернета), из которых почти 2,5 тысячи – физические лица-предприниматели.
Не имеют собственных или арендованных IP-адресов – около 3,5 тысячи, работающих фактически в серой зоне.
Для подтверждения масштабов тени в сфере предоставления услуг фиксированной связи и Интернета достаточно взглянуть на прошлогодний уровень капитальных инвестиций:
- почти 70% их общего размера обеспечили всего 4 компании;
- хоть что-то инвестировали в свою работу и развитие только 897 провайдеров, при этом 582 сумели уложиться в сумму меньше 1000 гривен.
Как это работает на практике?
Компании создают ряд юридических лиц на упрощенной системе налогообложения или привлекают ФЛП для предоставления услуг в пределах города, спального района, группы домов или даже отдельно взятого дома.
Дробление зависит от масштабов бизнеса: иногда это может быть 2-5 ФЛП, а чемпионы рынка имеют около 300 субъектов хозяйствования (ФЛП и юридических лиц) на упрощенной системе налогообложения.
Приведу пару примеров:
Известный оператор «Т», который предлагает телевидение и Интернет и имеет более 320 тысяч абонентов. На самом деле это сеть, в которую входит 288 (!!!) субъектов ведения хозяйства.
Другой провайдер «Л», обслуживающий более 210 тысяч абонентов, де-факто состоит из 80 «упрощенцев».
На двоих вместе эти «лидеры рынка» получили доход в размере 1,44 млрд грн.
А государство в свою очередь из-за существования по сути «внутреннего офшора» в виде упрощенной системы налогообложения при предоставлении услуг по доступу к сети Интернет теряет более 3 млрд грн в год.
Хочу, чтобы серый рынок фиксированного Интернета услышал этот сигнал.
Речь идет не только о потерях государства, что во время продолжающейся полномасштабной войны, когда каждая копейка на счету достаточно цинично.
Мы двигаемся в ЕС, где такой «способ» использования специального режима поддержки малого и микробизнеса категорически неприемлем, о чем мы неоднократно слышали от наших международных партнеров.
Намеренно не называю полные названия упомянутых компаний, а также других, работающих по подобным схемам, потому что рассчитываю, что они, имея многомиллионные обороты, изменят свое поведение.
Если нет – у государства достаточно инструментов, чтобы приводить тех, кто не хочет жить по европейским стандартам ведения бизнеса, в сознание, последовательно закрывая те щели, которые еще остаются для того, чтобы крупные компании маскировались под малый бизнес, действуя в ущерб интересам государства.