Умеет ли Китай планировать заранее? Развенчиваем распространенный миф о Поднебесной
О китайской стратегии на годовщину событий на площади Тяньаньмэнь
Каждый раз, когда читаю в украинских интернетах истории о «Китай это такая страна, которая планирует на десятилетия вперед», вспоминается одна история. Даже две в одной.
Когда наступил мировой финансовый кризис 2008 года, китайское правительство искало возможность удержать экономический рост, критически зависевший от внешней торговли. Тогда было принято два мудрых решения:
- Строить всекитайскую сеть скоростных железнодорожных дорог, точнее значительно расширить первоначальные планы.
- Стимулировать строительство недвижимости и инвестиции сбережений китайских граждан в недвижимость.
Там еще была серия таких же огромных инфраструктурных проектов, которые должны окупиться когда-то.
Технически эта мудрая и своевременная политика дала результаты. Китай продолжал расти во время финансового кризиса. А рынок недвижимости и строительство никому не нужных скоростных сетей продолжался до конца прошедшего десятилетия.
Проблемы оказались действительно быстро. Сбережения китайцев, уходивших в недвижимость, а также огромные кредитные деньги государственных банков, которые привлекали застройщики, привели к возведению такого объема недвижимости, который тупо не нужен. И те китайцы, которые могли бы стать рантье, не могут стать рантье в городах-призраках. А компании, которые не могут вывезти свои обязательства перед государством, банкротятся. О крахе компании «Эвергранд», я думаю, слышали все, кто хоть чуть-чуть интересуется что там в Китае.
Но банкротство застройщиков – это полбеды. Значительная часть сбережений китайцев вместо ликвидных инструментов для поддержания экономического развития (фондового рынка, например) инвестирована в мертвую недвижимость. Как и значительная часть кредитного потенциала китайской банковской системы. А настроенное уже никому не потребуется, потому что население Китая начинает постепенно сокращаться. И даже стимулирующие демографические программы в ближайшие десятилетия эту тенденцию не переломят. По некоторым оценкам в этом угаре строительного бума жилья настроили на 1,5-2 населения Китая.
С скоростными железными дорогами вышло примерно так же. Построили на 2020 год 38 тысяч километров железной дороги. В отдельные годы на сеть тратили по 100 млрд долларов. Больше чем на образование и науку. Средний уровень загруженности поездов, по отдельным данным, не превышает 20%. Сеть глубоко убыточна. Шансов на окупаемость нет. Но политика – и ее продолжают строить.
Экономика КНР закредитована совокупно на несколько собственных ВВП, но ВВП на душу населения в КНР все еще очень далек до лидеров и балансирует на уровне среднего по миру. С кучей откровенно мусорных составляющих того же ВВП. Вроде строительной отрасли. А институты саморегуляции не подвезли. В итоге Китай стремительно приближается к тому, чтобы быть самой большой страной в истории, которая попадет в «ловушку средних доходов».
Такая вот стратегия.
О том, как стратегически оправданной оказалась политика «одна семья – один ребенок» можно почитать в демографических сводках.
То, что сейчас КНР – агрессивная диктатура – пытается в экспансию и расширение влияния по шаблонам европейского колониализма 19 века и применяет подкуп и разноцветное давление как инструменты агрессии, не говорит об умении планировать и строить десятилетия и века вперед.
Это говорит о логике достаточно стандартной агрессивной диктатуры с действующими ситуативно имперскими замашками с возложением на грубую силу или большой кошелек. И только окучивает свои варварские намерения в обертку мудрого долгосрочного плана. Который на самом деле сводится к логике и поведению саранчи. И, напомню, когда мы говорим о КНР, мы говорим о режиме, который убил больше всего своих граждан за всю историю человечества.
Да, пока китайцы не лишат текущее правительство «мандата Неба», нам придется иметь дело с КНР. Слишком важным Китай всегда (кроме короткого перерыва на 20 век) был и будет. Но нужно помнить, с кем мы имеем дело.