Як вмирає путінська «структура безпеки»
Міф про всесильну Росію зруйновано захисниками України
Мовою оригіналу
Активная фаза российско-украинской войны поставила вопрос о возможности России удерживать в сфере своего влияния постсоветские государства. Ситуацию трудно назвать благоприятной для Кремля, поскольку в современном мире Россия перестала быть доминирующим государством. Полгода интенсивных боевых действий в Украине поставили вопрос о способности РФ выполнять свои союзнические обязательства перед постсоветскими государствами. Миф о всесильной России разрушен защитниками Украины. Прежде всего речь идет об Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), существующей уже 30 лет. За этом время ОДКБ знала разные времена, но только однажды на короткий срок использовала свой мандат по противодействию дестабилизации ситуации – в январе 2022 года в Казахстане. Фактически это была кульминация существования организации. Напомню, что тогда многие наблюдатели предполагали, что иностранные войска останутся в центральноазиатской республике надолго. Этого не случилось, более того – последние события в Казахстане подтверждают, что руководство страны сделало собственные выводы из январского кризиса и наличия 7,5 тысяч километров границы с Россией.
События последних лет неоднократно подрывали принципы коллективной безопасности, о которых многократно говорила Россия. Когда дело доходило до реальных угроз, Москва предпочитала занимать равноудаленную позицию. Так произошло, к примеру, осенью 2020 года, во время 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией. Призывы Еревана оказать помощь в соответствии с договором о коллективной безопасности были проигнорированы в Москве, что не помешало Владимиру Путину выступить посредником в конфликте. Безусловно, с собственным интересом – российские миротворцы были размещены на территории Азербайджана. Отмечу показательный факт: за несколько последних месяцев Россия была вынуждена уменьшить свое военное присутствие на Южном Кавказе и в Центральной Азии, перебрасывая войска в Украину. Восстановление Азербайджаном контроля над Лачином – еще один шаг в деле нивелирования роли ОДКБ как инструмента безопасности на постсоветском пространстве.
Много лет одним из ключевых смыслов существования ОДКБ было сдерживания радикальных сил на территории Афганистана, недопущение их продвижения в Центральную Азию. Конечно же, это было легко делать во время присутствия на территории Афганистана американского контингента. Но после ухода США, воспринятого в Москве с заметным воодушевлением, и прихода к власти представителей движения «Талибан» ситуация изменилась. Его представители проводили переговоры с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым, представитель новой афганской власти аккредитован в России как дипломат, сегодня обсуждаются поставки Россией Афганистану бензина и пшеницы в обмен на «лекарственные травы». Вряд ли такое развитие событий приходится по душе центральноазиатским участникам ОДКБ, хорошо знающим, какие «травы» идут из Афганистана через их территорию. Поэтому они реагируют проведением совместных учений. Такими стали маневры «Региональное сотрудничество», в которых не принимали участия представители России.
Изо всех стран ОДКБ наиболее тесно Россия сотрудничает с Беларусью, ставшей для ее вторжения в Украину надежным тылом, площадкой для запуска ракет и самолетов, госпиталем и ремонтной базой. Взамен Путин пообещал поставить Беларуси дивизион ОТРК «Искандер-М», а Александр Лукашенко заявил, что на вооружении армии Беларуси уже есть бомбардировщики Су-24, способные нести ядерное оружие. Ситуация вряд ли говорит об усилении безопасности РБ, скорее, Россия использует ее как плацдарм для воздействия на Украину и инструмент шантажа Польши и стран Балтии. Правда, не совсем понятно, какая для этого польза в целом для ОДКБ как организации.
Показательно, что в августе 2021 года заместитель министра обороны РФ Андрей Картаполов публично не исключил возможности присоединения к ОДКБ Сирии. Однако распространять действие принципа коллективной безопасности на государство, переживающее далеко не лучшие времена, участники ОДКБ не стали. Но им стоит обратить внимание на использование российской пропагандой термина «союзные силы» в отношении подразделений так называемых ДНР и ЛНР. Эти псевдореспублики остаются непризнанными мировым сообществом, но для Кремля они – самые преданные союзники.
Вот-вот, 14-16 сентября в Самарканде пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества, где будут говорить не только об экономике. Присутствие лидеров России и Китая подтолкнет центральноазиатских участников встречи к поискам новых политических возможностей. Туда намерен прилететь и Лукашенко, для которого вылазка в Самарканд станет способом продемонстрировать отсутствие внешнеполитической изоляции. Моментом истины для ОДКБ станет восстановление Азербайджаном контроля над Ханкенди (Степанакертом), выглядящее сегодня вопросом времени. Вряд ли Россия сможет оказать помощь Армении в случае возобновления боевых действий на Южном Кавказе, а контроль над Шуши позволяет Азербайджану рассчитывать на новые победы. Сохранит ли при таком раскладе Армения свое членство в ОДКБ? Останутся ли в нем государства Центральной Азии, маневрирующие между Россией и Китаем? Очевидной выглядит только судьба Беларуси, выбравшей путь вассала России.