Газовый переворот. Почему не стоит радоваться сниженным тарифам?

Европа удивлена последними событиями на газовом рынке в Украине
фото из открытых источников

Власть манипулирует ценами в интересах народа или ... монополиста?

Только поднялась волна тарифных протестов по всей Украине, как правительство ограничило цену газа для населения. Но и это решение также спровоцировало лавину критики. Раздается она не только со стороны потребителей, которым все равно дорого, а также от участников газового рынка, в разгар сезона они оказались под жестким государственным регулированием. Недовольные действиями украинской власти и западные партнеры. Энергетическое Сообщество крайне удивлено резким отказом от рыночных правил, которые с трудом вводил Киев.

«Решение правительства по регулированию цен на газ отбросит рынок на несколько лет назад», – делает вывод председатель правления Ассоциации поставщиков энергоресурсов Артем Компан.

18 января Кабинет министров ограничил цену газа для населения до 6,99 грн за кубометр (с учетом НДС). Ограничение продлится с 1 февраля и до 31 марта. Также газ добавлен в список социально значимых товаров, утвержденных постановлением №341 от 22 апреля 2020 года.

Возвращение к государственному регулированию цен «дискредитирует рынок газа, уничтожая конкуренцию на нем и давая возможность для появления монопольного сговора. Это повлечет необоснованный рост цен, конфликт с международными партнерами», – уверяют в совместном документе, подписанном аналитическими организациями: Экономической экспертной платформой, Ассоциацией энергоэффективных городов Украины, центром DiXi Grouр, Гражданской сетью ОПОРА, Центром экономической стратегии и Институтом социально-экономической трансформации.

Но главным аккордом в этом водопаде критики прозвучало заявление главы Секретариата Энергетического Сообщества Янеза Копача. 20 января во время дискуссии Energy Club еврочиновник отметил: «Возвращение государственного регулирования цен на газ является существенным шагом назад и может угрожать существованию рынка газа. Я могу понять беспокойство правительства из-за роста цен на газ. Если это мероприятие продлится только до конца марта, все будет нормально. Но если это будет продолжаться дольше, это поставит рынок газа под угрозу».

Копач также дал хороший совет на будущее: «Эффективным было бы мероприятие, согласно которому часть газа украинской добычи – государственной компании «Укргаздобыча» – продавали бы на бирже другим участникам рынка. При этом речь не идет о том, чтобы сразу продавать весь объем. Для начала это может быть 25-30% добычи». Подобные рекомендации Энергетическое Сообщество давало и предыдущим правительствам, но их игнорировали, что и привело к катастрофическому росту цен на газ для населения и, собственно, и для промышленности также.

Закон о рынке газа обязывает Украину выполнять Договор об учреждении Энергетического Сообщества (ЕС) есть имплементировать законодательство ЕС сфере энергетики, а именно: Директивы 2009/73 / ЕС об общих правилах внутреннего рынка природного газа.

Стоит ли цену газа для украинцев привязывать к европейским рынкам?

Важная деталь: общая критика направлена против попыток правительства временно остановить галопирующий рост цены газа для населения. При этом ни один из экспертов или участников рынка не смог назвать истинную причину ценовых скачков в Украине.

О чем речь?

Еще в начале отопительного сезона Энергетическое Сообщество предостерегало об «угрозе вернуть назад достигнутый прогресс» в либерализации газового рынка Украины. Тогда же европейские партнеры четко назвали главную проблему – привязка цены газа для населения с котировками на европейском газовом хабе TTF (Амстердам). Не нужно напоминать, что зарплаты в европейских странах в разы больше, чем в Украине. У нас проблему не решают даже субсидии: из-за большого количества ограничений, которую получают лишь незначительная часть тех, кто в них действительно нуждается.

«Главком» писал о том, что Секретариат Энергетического Сообщества в своем отчете однозначно дал понять: цена газа в Украине упадет, если ограничить монополизм «Нафтогаза Украины». «Эта компания блокирует развитие конкуренции и ликвидности рынка, что на самом деле бы, снизило цены на газ в Украине, без привязок к хабов в ЕС», – главный вывод европейцев (ссылка на документ здесь). Фактически Энергосообщество обвинило «Нафтогаз» в проблемах на газовом рынке. НАК имеет монопольное право на реализацию газа, добытого в Украине, а возможность других участников рынка покупать топливо украинской добычи на бирже заблокирована.

Почти на 70% потребность в газе Украина покрывает за счет собственной добычи (в основном компанией «Укргаздобыча», плюс – незначительная доля «Черноморнефтегаза»). Еще 30% общего потребления покрывает импорт из европейских рынков.

Секретариат Энергетического Сообщества напомнил и о том, что «много лет назад советовал украинскому правительству придерживаться других подходов именно для того, чтобы избежать ... искаженной конкуренции и монополизации рынка». Однако советы игнорируются до сих пор, поэтому дочерние компании «Нафтогаза» – «Укргаздобыча» и «Черноморнефтегаз» – лишены права выхода на свободный рынок, они вынуждены передавать добытый ресурс исключительно своей материнской компании «Нафтогаз Украины» по ценам, значительно ниже тех, что складывающихся в ходе торгов на Украинской энергетической бирже (УЭБ).

Самая мощная добывающая компания «Укргаздобыча» в 2019 году добыла 14,9 млрд кубометров газа – это на 0,8 млрд куб метров больше, чем общее потребление газа бытовыми потребителями и предприятиями теплокоммунэнерго. Итак, в компании достаточно объемов для полного обеспечения годовой потребности всего населения Украины. Себестоимость добычи для различных месторождений колеблется в пределах $47-80.

Что делать, чтобы цены упали?

Секретариат Энергетического Сообщества также настаивал на целесообразности создания газового хаба в Украине, где мощным маркет-мейкером стала бы компания «Укргаздобыча». Тогда цены давно не прыгали бы так резко, потому что доступ к дешевому украинскому топливу имели бы все компании, которые поставляют газ населению.

Тогда «цена на украинский газ потенциально может быть ниже индексной цены на европейских хабах – TTF или NCG, к которым привязан украинский рынок (цены на 21 января превысили 10,2 тыс грн за тыс куб м – это в три раза выше, чем стоимость украинской газа). Это будет способствовать интеграции с европейскими газовыми рынками и созданию надлежащего функционирующего газового хаба в Украине», – убеждает Секретариат Энергетического Сообщества. Не исключено, что в будущем так и произойдет, но пока в пожарном режиме правительство приняло временное решение о снижении цены на газ и оно никоим образом не решает ключевую проблему – не ограничивает монополизм «Нафтогаза».


В Украине создается собственная газовая биржа

Пока же готовилось решение правительства о временном установлении предельной цены на газ для бытовых потребителей, и.о. министра энергетики Юрий Витренко рассказал о более далеко идущих планах урегулирования проблемы цены на газ для населения. Одна из задач – создание нормальной биржевой торговли газом в Украине, «которая эффективно регулировалась государством и при этом имела бы такие необходимые атрибуты современной биржи как клиринг и т.д.», – сообщил Юрий Витренко.

По его данным, сейчас совместно с НКРЭКУ и USAID ведутся работы над созданием такой биржи. «На этой бирже, в частности, должны быть ликвидные летние продукты, то есть активная торговля газом с фиксированной годовой ценой. Это даст надежный индикатор рыночной цены на оптовом рынке Украины ... «Укргаздобыча» будет выставлять на эту биржу все объемы добычи, чтобы все было прозрачно и чтобы была честная конкуренция между «Нафтогазом» – как поставщиком, и другими поставщиками газа », – сообщил Юрий Витренко .

Запланированная к созданию биржа должна стать альтернативой использования котировок европейской бирже TTF в Амстердаме для определения цены на газ для украинцев. Итак, и.о. министра энергетики замахнулся на ликвидацию монополии «Нафтогаза». Кто победит в этой схватке – вопрос времени. НАК не собирается так просто сдаваться, на его сторону уже стали многочисленные эксперты так называемых аналитических групп.

Наталья Прудка, «Главком»