Продовольственный заговор. Почему хлеб, сахар и масло в Украине дороже, чем в Польше?
В стране, которая кормит полмира, стоимость продовольствия выше, чем в ЕС
В Украине стремительно растут цены на продовольствие. Информация об этом впервые за последние годы захлестнула новостные ленты. Как и предполагал весь прошлый год «Главком», падение валового сбора и массированный экспорт зерна произведут негативный эффект на внутренний потребительский рынок. Так и произошло: сначала пшеница, подсолнечник, а за ними хлеб, масло и мука начали стремительно расти в цене. С чем связана такая динамика и почему, несмотря на большие урожаи, государство не способно сдержать подорожание? Этот вопрос теперь актуален для каждого, кто ходит в магазин.
Надо признать, что последние события на рынке сельхозпродукции были вполне прогнозируемыми. Недальновидная государственная политика в сфере экспорта зерна наложилась на пандемию. Но Киев не слышал призывов ни внутренних производителей продуктов питания, ни СМИ, ни даже ООН. В прошлом году она предупреждала государства о вероятном глобальном продовольственном кризисе.
Уже в феврале общий рост цен в Украине составил 7,2% в годовом измерении. Как результат, в начале марта Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины (интересно, что у нас уже восстановлено Министерство аграрной политики и продовольствия) забило тревогу. Были инициированы встречи с производителями сельхозпродукции, переработчиками и торговыми сетями. Власть инициировала подписание меморандума, который бы ограничивал подорожание социально значимых продуктов.
Социальные продукты питания
- гречка
- сахар
- мука пшеничная высшего сорта
- макаронные изделия отечественного производства
- молоко пастеризованное жирностью 2,5%
- хлеб ржано-пшеничный
- яйца куриные первой категории
- мясо птицы (тушка куриная)
- вода минеральная без газа
- масло сливочное жирностью 72,5%
Но в итоге для исправления сложившейся ситуации, правительство не сделало ничего. Основная проблема не решена. А корень ее вот где ...
Гаранты чужой безопасности
Напомним, в разгар пандемии правительство вместо того, чтобы беспокоиться о продовольственной безопасности государства и ценовой стабильности, всячески способствовало торговым компаниям экспортировать зерно нового урожая. А он, напомним, был существенно меньше предыдущего. Стороны (власть и трейдеры) согласовали меморандум, согласно которому вывезти планировалось 17,5 млн тонн пшеницы и 24 млн тонн кукурузы. Это преподносилось правительством и структурами, которые лоббируют интересы зернотрейдеров, как большое достижение.
Как утверждал в конце 2020 года в беседе с «Главкомом» президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, урожай зерновых был настолько хорошим (хотя он на самом деле сократился на 13% по сравнению с 2019 годом до 65,4 млн тонн), что излишки просто в очередной раз некуда девать. Внутреннее потребление пшеницы – 7,5 млн тонн, а выручка от продажи аграрной сырья составляет до 40% всех валютных поступлений государства.
В правительстве также регулярно подчеркивают, что продажа украинского зерна в более 100 стран мира не только приносит аграриям и государству доходы, но и гарантирует Украине репутацию надежного и прогнозируемого партнера, который способен обеспечить продовольственную безопасность других стран.
Но почему-то заботясь о сотне государств, правительство Украины забывает о продовольственной безопасности собственных граждан. События 2003 года, когда Украина распродала практически всю пшеницу, а потом была вынуждена втридорога покупать ее в Казахстане, нынешней власти, видимо, неизвестны.
Еще в марте 2020 года, в самом начале карантина, украинские пекари и мукомолы просили ограничить экспорт зерна, чтобы не допустить роста цен на хлеб. Этого сделано не было. А вот, например, Россия, которая тоже имеет в последние годы рекордные урожаи, почему-то ввела квоты на экспорт пшеницы. Богатый на зерно Казахстан вообще ввел ограничения даже на вывоз готовой продукции – круп и муки. Это уже не говоря о Китае: там начали скупать любое сырье – начиная от железной руды, заканчивая зерном. Кто знает, как дело в пандемию обернется, а стратегические запасы не помешают.
Падение после роста
Украина же пошла своим особым путем, подтверждая «репутацию надежного и прогнозируемого партнера». Но урожай в 2020 году, чтобы не говорили заинтересованы в экспорте структуры, оказался значительно меньше предыдущих по всем ключевым позициям.
Что же мы имеем сейчас. К концу 2021 года, по оценкам экспертов, инфляция может достичь показателя 10%. Экономика Украины в прошлом году упала после четырех лет роста, покупательная способность населения также снижается, а цены растут.
Говоря о причинах повышения глобального цен на продукты, эксперты, в первую очередь, говорят о пандемии. Проблема в том, что для поддержания своих граждан, малого и среднего бизнеса во время карантина правительства многих стран мира включили печатный станок. В 2020 году суммарный баланс Федеральной резервной системы США, Европейского Центробанка, Банка Англии, Банка Японии и Резервного банка Австралии увеличился на $5 трлн. Деньги в буквальном смысле слова раздают просто так. То есть имеем глобальную мировую инфляцию, разумеется, растут цены на все и вся.
А если украинская пшеница хорошо продается по мировым ценам, то никому не выгодно торговать ей дешевле и внутри страны.
Хлеб всему голова
Сейчас цены на пшеницу в Украине находятся на самом высоком уровне с 2015 года, они достигают $300-320 за тонну. Для сравнения: еще полгода назад стоимость этого зерна на внутреннем рынке не превышала $220. Дело дошло до того, что, как уже писал «Главком», мы начали покупать пшеницу и даже муку в Беларуси. Собственно, а почему бы и нет, если тонна белорусского зерна стоит меньше? Успокаивает пока разве то, что объемы импорта для украинского рынка незначительны.
Как рассказывает в беседе с «Главкомом» президент Всеукраинской ассоциации пекарей Александр Тараненко, с начала 2021 года себестоимость хлеба только из-за подорожания муки выросла на 12%, опередив ожидаемый годовой уровень инфляции. А есть еще и другие составляющие себестоимости хлеба – например, сахар и подсолнечное масло. Цены на них тоже не стоят на месте.
«Производство сахарной свеклы падает третий год подряд, а в 2020 году из-за засухи был особый неурожай. Свекла «спеклась», условно говоря – получили 600 грамм вместо ожидаемого килограмма сахара. Правительство в этом году позволило ввозить без ограничений тростниковый сахар-сырец (ранее действовали квоты), но это мало помогает – разучились делать из тростника, нет соответствующих специалистов чтобы перенастроить оборудования, нет технологов. В результате у нас сейчас сахар дороже, чем на Западе», – рассказывает «Главкому» генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Что касается подсолнечного масла, то, по мнению Дорошенко, в ситуацию с этим продуктом самое время вмешаться Антимонопольному комитету. Украина уже несколько лет является мировым лидером по экспорту масла, но внутренняя цена на нее теперь выше, чем мировая.
Алексей Дорошенко прогнозирует, что, учитывая ситуацию с сырьем (плюс увеличение тарифов на газ и электроэнергию), цены на хлеб и хлебобулочные изделия в украинских магазинах могут вырасти на 20-25%. «При этом, – говорит эксперт, – белый хлеб у нас уже на 30% дороже, чем в той же Польше».
А подорожание пшеницы и хлеба является своеобразным детонатором: после них идет повальное увеличение цен на другие основные продукты питания.
Мясо и молоко
В первую очередь, зерновые котировки, отражаются на стоимости мяса. Как рассказывает в беседе с «Главкомом» председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко, в себестоимости мяса птицы корма составляют около 70%, а это все в основном зерно.
«Стоимость сои, кукурузы, фуражного зерна, шрота, комбикормов выросла с прошлого года почти вдвое. В январе-феврале отрасль работала с нулевой рентабельностью, в январе поголовье кур-несушек уменьшилось на 20% – такого не было двадцать лет. Закрылось около 10 яичных фабрик. Производство мяса птицы, которое до этого показывало уверенный рост (по курятине Украина входит в десятку крупнейших мировых экспортеров) упало на 5-6%, такого тоже не было лет двадцать. «Гавриловские курчата», которые были вторым производителем в стране – их теперь уже практически нет», – говорит Александр Бакуменко.
По словам специалиста, рентабельность отрасли в марте достигла 2-3%, и сейчас, после постепенного подорожания, цены стабилизировались – они меняются, но в пределах нескольких процентов. Впрочем, Алексей Дорошенко указывает, что если куриные ножки подорожали за год на 70%, то филе – только на 50%. «Так что, скорее всего, деликатесные части курятины будут теперь дорожать быстрее», – прогнозирует эксперт. Интересно, что сейчас верхняя цена на мясо птицы практически сравнялась со стоимостью самой дешевой свинины – килограмм свиной лопатки стоит до 110 грн, практически как филе бройлера.
В себестоимости свинины и говядины доля кормов – более 70%. Говядина и особенно телятина подорожали весьма существенно, и среднему покупателю не особо доступны – цена до 200 грн за килограмм. Причины очевидны – как писал «Главком», поголовье крупного рогатого скота в Украине из года в год стремительно уменьшается.
Потребление свинины и изделий из нее (колбасы, зельц) с 2013 года также упало в среднем с 22 кг до 18 кг в год. Сейчас оно понемногу растет, впрочем, как и цены. В среднем, как рассказывает «Главкому» президент ассоциации «Свиноводы Украины» Оксана Юрченко, свинина с конца февраля подорожала на три гривни – с 124 грн за кг до 127 грн. То есть, на 2,5% – практически как курятина. «Это немного», – успокаивает Юрченко.
Рост цен на молочную продукцию в марте также остановился. «Она сильно росла с начала года – из-за того, что выросли закупочные цены на сырье: до 11,5 грн за литр у предприятий и до 8 грн – у населения. Главная причина – почти вдвое подорожали корма», – рассказывает эксперт молочной отрасли, руководитель исследовательской компании «Инфагро» Василий Винтоняк.
На вопрос «Главкома», почему в марте рост цен замедлился, некоторые эксперты предположили, что здесь, скорее всего, сезонный фактор – идет Великий пост, поэтому потребление мяса, молока и яиц снизилось.
«У меня муж – священник, он говорит, что по-серьезному пост соблюдают около 15% украинцев. Конечно, это не такая большая цифра, но все же потребление снизилось», – подтверждает Оксана Юрченко. Так считает и Василий Винтоняк. Впрочем, эксперты не отрицают, что после окончания поста цены на мясо, яйца и молоко снова начнут расти.
В свою очередь, Александр Бакуменко обращает внимание на еще одну прозаическую причину – снижение покупательной способности населения.
Зерновые грабли
Поскольку в марте инфляция приостановилась, правительство решило, что тревогу можно отменить. По крайней мере, инициированные в начале марта встречи с участниками рынка продуктов ни к чему конкретному так и не привели.
«Мы с Родионом Рыбчинским, директором союза «Мукомолы Украины», встретились с министром развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорем Петрашко. Заверили: производители хлебобулочных изделий могут обеспечить рынок качественной продукцией, но они не имеют возможности удержать цены в условиях резкого роста стоимости сырья», – рассказывает Александр Тараненко.
«Мы тоже общались с членами правительства насчет сдерживания цен на социальные продукты, сказали, что не поддерживаем повышение цен. Но вы тоже примите меры: пусть не дорожает зерно, корма, горюче-смазочные материалы, пусть торговая наценка будет не более 10%. Меморандум – он же должен быть один для всех участников рынка! Неправильно, наверное, будет, если у нас отпускная цена осталась прежней, а корма дорожают», – добавляет Александр Бакуменко.
По словам председателя совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины», к теме меморандума об ограничении цен правительство больше не возвращалось. Также без ответа осталась инициатива пекарей и мукомолов регулярно создавать в Украине стратегический запас зерна – чтобы сдерживать цены на внутреннем рынке (еще пять лет назад в Украине была такая практика).
Но вместо конкретных решений 30 марта члены правительства и представители аграрных ассоциаций провели онлайн-конференцию. Мероприятие посвятили 10-летию рабочей группы, которая готовит ежегодные меморандумы об объемах экспорта.
Участники конференции в очередной раз подчеркнули уникальную миссию Украины – обеспечивать мировую продовольственную безопасность (простыми словами – вывозить из Украины зерно). Рассказали, как у нас много лишнего зерна, и еще раз подчеркнули, что его необходимо продавать.
«Правда, до установленного срока, до 1 июня, мы можем не успеть в полной мере выполнить условия меморандума – под вопросом своевременная продажа 0,5 млн тонн пшеницы и 1 млн тонн кукурузы», – выразил обеспокоенность Тарас Высоцкий, еще раз подчеркнув, что мы выращиваем втрое больше зерна, чем необходимо.
А Николай Горбачев (возглавляет Украинскую зерновую ассоциацию, которая лоббирует интересы трейдеров) пожаловался на ангажированные средства массовой информации, которые пишут, что из страны вывезут все зерно и у нас будет голод или, как минимум, подорожание продуктов питания. И еще президент УЗА заявил, что если мы будем по-прежнему показывать себя надежными партнерами, продавая зерно, то в нас поверят иностранные инвесторы, придут и построят у нас в конце концов перерабатывающие предприятия.
Так что, надеяться, что цены в магазинах в ближайшее время пойдут вниз, не стоит. У правительства и трейдеров сейчас другие заботы.
Андрей Кузьмин, «Главком»
Читайте также: