СНБО в Харькове. Почему Зеленский приедет в чужой для него город
Офис президента отдал Харьков в управление влиятельным людям из ОПЗЖ
11 февраля президент Зеленский планирует провести выездное заседание СНБО в Харькове. В конце прошлого месяца в интервью «Вашингтон пост» он высказался в том духе, что Харьков – это город, который в случае масштабной российской агрессии оказывается в зоне риска. Очевидно, что выездное заседание СНБО проводится специально, чтобы продемонстрировать контролируемость ситуации на восточных рубежах Украины.
Но пока глава госудасртва разбирается с ситуацией на внешних рубежах, с контролем в самом Харькове у президентской вертикали есть большие проблемы. Анализ ситуации свидетельствует: Харьков сейчас, фактически, негласно отдан с согласия Офиса президента на откуп влиятельным людям из ОПЗЖ. «Главком» об этом детально писал здесь: Харьков после выборов. Кто на самом деле выиграл первую столицу?
Харьков – второй город в стране, столица юго-востока и ранее базовый «бело-голубой» электоральный регион. Впрочем, электоральные симпатии жителей Харькова в 2019-2020 гг. претерпели определенные изменения, но сейчас, похоже, все возвращается на круги своя. Кроме того, Харьков важнейший приграничный и потенциально прифронтовой центр. Ключевое значение Харькова сложно переоценить – особенно в свете нынешней геополитической и военной напряженности.
Пока городскую власть Харькова возглавлял Геннадий Кернес, не составляло особой сложности прогнозировать события и ситуацию в регионе в целом. При всей своей публичной эпатажности Кернес был предсказуемым, договороспособным и рациональным политиком. Эти качества за ним признавали даже его непримиримые противники. Ситуация радикально поменялась после внеочередных выборов городского головы Харькова, на которых победил Игорь Терехов и который позиционировался, как «ближайший соратник Кернеса». Однако при детальном рассмотрении становится понятно, что Терехов совсем не Кернес и управлять самостоятельно городом не может.
Кому же в действительности достался Харьков после Кернеса, и кто определяет стратегию его дальнейшего развития? Ответы на эти вопросы можно узнать от тех, кто понимает закулисье харьковской политики.
Со смерти Кернеса прошло немногим более года. Игорь Терехов стал мэром Харькова несколько месяцев назад, до этого проработав на этой же должности в статусе и.о. почти год. Этого времени было более чем достаточно, чтобы для харьковчан очевидными стали как минимум две вещи о состоянии дел в их городе.
Во-первых, новый мэр не принимает самостоятельных решений и в своей деятельности руководствуется не интересами города, а интересами тех, от кого он в данным момент зависим. Местные политики в частных разговорах признают: мэрия находится под полным внешним управлением, а депутатский корпус просто нажимает нужные кнопки.
Во-вторых, как уже сообщал «Главком», группа ОПЗЖ во главе с депутатом Верховною Рады Игорем Абрамовичем взяла под полный контроль экономическую, кадровую, административную политику городского совета. Абрамовичу Терехов крайне обязан – именно Абрамович помог ему «вытянуть» избирательную кампанию на решающем финальном этапе после того, как в опалу попали предыдущие спонсоры Игоря Александровича – Арсен Аваков и Павел Фукс. Но еще до выборов Абрамович «прикомандировал» Терехову двух заместителей – Виталия Мирошника и Сергея Кузьмина, усадив их на самые «хлебные» направления.
Эти две вещи лежат на поверхности, но есть и некоторые скрытые детали. Так, фракция «Слуги народа» в горсовете, по сути, уже управляется из ОПЗЖ. Здесь логика простая – мэр Терехов является продуктом компромисса между Офисом президента и Абрамовичем. Офис президента в лице Кирилла Тимошенко совместно с руководством фракции «Слуги народа» в лице Давида Арахамии прикрывают Терехова и Абрамовича, и, соответственно, очень хорошо владеют информацией про схемы и злоупотребления мэрии и городского совета. Ведь не даром «Слуги народа» отказались от выдвижения своего кандидата на выборах мэра Харькова, бросив свои ресурсы на поддержку Игоря Терехова.
И пока существует этот компромисс исключена несогласованность действий харьковских «слуг» с ОПЗЖ. Отметим, что еще одним участником «большой сделки» выступает также нардеп от ОПЗЖ Вадим Столар, который ввел своих людей в облсовет и Харьковский горсовет. У скандального киевского застройщика Столара имеются далеко идущие виды на Харьков.
В результате такого альянса, когда партия власти добровольно отдала роль «первой скрипки» в Харькове ОПЗЖ, рейтинг президента и «Слуги народу» в городе стремительно падают, а рейтинг ОПЗЖ пропорционально растет. А сам город скатывается вниз по всем показателям. Развиваться такими темпами и в таком качестве, как под управлением Геннадия Кернеса, в таких обстоятельствах просто невозможно. Потому что отныне Харьков – это лишь доходная часть городского бюджета, которую осваивает узкий круг лиц согласно договоренностям городского головы с новыми партнерами. Все это открыто обсуждается среди чиновников и бизнесменов, процессы явные и никто даже не пытается их завуалировать.
Таким образом, «большая сделка» устраивает всех действующих лиц. Для Терехова это – избрание мэром и возможность безопасно управлять бюджетом. Для Абрамовича и его однопартийца Столара – это возможность взять в управление мэрию и максимально монетизировать свое влияние в городе. Для Тимошенко и Арахамии – это возможность отчитаться Зеленскому о том, что в Харькове новый мэр – «свой» человек.
Все это видимая сейчас часть айсберга. Но есть и другая, суть которой не видна сегодня, но имеет глобальное значение завтра. За лежащими на поверхности чисто корыстными мотивами ОПЗЖ и Абрамовича скрывается их основная цель – это получение в ближайшей перспективе реального политического контроля над важным регионом, а также расстановка на ключевых административных должностях людей, аффилированных и преданных руководству ОПЗЖ. Пройдя этот процесс, «переобуть» всех остальных чиновников можно будет очень быстро. Абрамович, как доверенное лицо, один из переговорщиков от Медведчука, сделает для этого все возможное.
Сложилась ситуация, при которой функционеры из Офиса президента и «Слуги народа» видят под ногами только собственные личные интересы и финансовую выгоду, и не могут поднять голову и «посмотреть вверх», чтобы оценить реальные глобальные риски всей новой политической конструкции по Харькову. ОПЗЖ пустили управлять всем. Терехов может в любой момент отказаться от всех своих обещаний и гарантий Офису президента. А Абрамович поможет подать все красиво.
Даже если потоки от харьковских бюджетных схем в Офисе президента и будут контролировать, влияния президента на Харьков уже нет. И его знаменитая фраза в интервью американскому Washington Post о больших рисках захвата Харькова в случае начала военных действий с Россией уже не выглядит случайной оговоркой.
Николай Мельник, для «Главкома»