Как действовать, когда на войне пропал родной человек. Полный алгоритм действий
Уполномоченный по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, напомнил, что захват гражданских лиц является нарушением норм международного гуманитарного права
В Украине с мая 2023 года работает Единый реестр пропавших без вести лиц. Туда попадают все данные о разыскиваемых военнослужащих. ВСУ сами в обязательном порядке запускают розыск и подают информацию в реестр, если имеют основания считать военного пропавшим без вести или пленником, но часто первыми бьют тревогу родственники военного, как только он перестает выходить на связь. Уполномоченный по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах Артур Добросердов в интервью «Главкому» рассказал, каков алгоритм действий для граждан, в который пропал родной человек на войне, и как не стать жертвами аферистов, требующих деньги за информацию о нем.
Что необходимо сделать в первую очередь
- В случае получения уведомления о пропаже без вести военнослужащего или потери связи с гражданским лицом, близкие родственники должны обратиться в территориальный отдел полиции и сообщить об обстоятельствах исчезновения.
- После внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) получить от следователя выписку из ЕРДР.
- Сдать ДНК (для забора ДНК подлежат отец, мать, братья и сестры, родные дети).
- Следователю нужно предоставить полную и точную информацию о личности, в частности фотографии, описание внешности, особые приметы, одежду и все известные детали.
- Для того, чтобы удостовериться, объявлено ли лицо в розыск, целесообразно просмотреть на сайте МВД в разделе «Пропавшие граждане и дети» информацию о пребывании в розыске пропавшего по категории «пропавший без вести».
Добросердов отметил, что первая инстанция, куда должен идти человек и писать заявление, – это органы Национальной полиции.
«Во многих случаях, когда близких у пропавшего нет, тогда командир сообщает полицию, предоставляет информацию о пропавшем без вести военнослужащем. Скажу вам, что семьи военнослужащих очень хорошо общаются между собой, обмениваются информацией. Они знают, кто куда должен обращаться», – объяснил он.
Что касается розыска гражданских, то, по словам уполномоченного, ищут, как правило, родных, оказавшихся в оккупации, и с ними потеряна связь.
«Люди сами обзванивают знакомых, соседей пропавшего человека. Когда ничего не помогает, обращаются в Нацполицию, пишут заявление», – говорит Добросердов.
Он рассказал, что были даже случаи, когда гражданский человек был в заложниках у россиян и уже вернулся из этих заложников, а относительно его исчезновения даже заявления поданного не было, его никто не разыскивал.
«Такое заявление нужно для того, чтобы официально зафиксировать факт исчезновения личности (захват его в заложники) и начать его розыск», – объяснил Добросердов.
Когда человек обращается с заявлением в Нацполицию, в течение суток эта информация появляется в Секретариате Уполномоченного по лицам, пропавшим без вести при особых обстоятельствах.
«Мы эту информацию проверяем, действительно ли лицо, в отношении которого поступило заявление в полицию, пропало без вести в ходе вооруженного конфликта, оккупации части территории Украины в результате военных действий. В таком случае я, как уполномоченный, предоставляю такому лицу статус пропавшей без вести при особых обстоятельствах», – рассказывает уполномоченный.
После этого начинается детальное выяснение фактических обстоятельств исчезновения: время, место, особые приметы личности, круг его родных. Для этого в аккаунте в реестре прилагают имеющиеся фото и видео материалы, документы.
«Что также очень важно, мы пытаемся осуществлять контроль в каждом кейсе пропавшего без вести о факте отъема биологических образцов у родных такого лица, чтобы была проведена молекулярно-генетическая экспертиза. Потому что, к сожалению, много случаев, когда в результате поисков устанавливают личность только по биологическим данным», – отметил Добросердов.
В случае, если информации о пропавшем человеке крайне мало, если отсутствуют детали исчезновения, для розыска задействуют СМИ, соцсети, другие люди.
«Когда в этом году возобновились обмены пленных, мы очень много нужной информации получили от освобожденных пленных», – отметил уполномоченный.
Следующий источник информации о пропавших людях – Telegram-каналы, Youtube-каналы, другие соцсети и СМИ с российской стороны, включая каналы, фиксирующие происходящее на оккупированных наших территориях и рассказывающие о тамошней жизни.
«Есть специальные группы, которые работают, в том числе у нас, которые осуществляют постоянно мониторинг этих вражеских каналов. К тому же ежедневно какие-то новые Telegram-каналы появляются, новые страницы в других соцсетях», – объясняет Добросердов.
По словам уполномоченного, родственники пропавших очень помогают обнаруживать новые каналы для получения информации. Они также мониторят информацию и, бывает, находят своих пропавших, или, например, односельчанина, также пропавшего.
«После проведения экспертиз мы можем подтвердить, что да, действительно, человек в плену в определенном месте находится. Фиксируем это в нашем реестре. Если это военный попал в плен, то удерживающая его в плену сторона должна обеспечить надлежащие условия содержания в плену», – отметил Добросердов.
Уполномоченный по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, напомнил, что захват гражданских лиц является нарушением норм международного гуманитарного права.
Напомним, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец предостерег украинцев от публичного распространения персональных данных военнопленных, незаконно удерживаемых Россией гражданских и их родственников.