Митрополит развенчал аргументы против изменений в церковном календаре
На восприятие в Иерусалиме календарной реформы понадобилось почти два столетия, а Украина только в начале этого пути
С 1 сентября 2023 года Греко-Католическая церковь в Украине переходит на новый стиль для недвижимых праздников с сохранением действующей Пасхалии. Впрочем, далеко не всем такие изменения пришлись по душе. Заместитель председателя Управления внешних церковных связей ПЦУ, митрополит Белоцерковский Евстратий (Заря) на своей странице в Facebook попытался развенчать аргументы против календарной реформы.
«Первый аргумент против – сам факт того, что в Иерусалиме держатся старые календари. Раз там так делают – то они «что-то знают», или их традиция «более древняя». На самом деле причина совсем другая и вполне прозаичная. Называется она «статус-кво», или устоявшийся за предыдущие века порядок использования святых мест в целом и храма Воскресения и Гроба Господня в частности», – объясняет Заря.
Статус-кво сложился на основе календарной разницы, возникшей еще в 16 веке. В случае, если Иерусалимский Патриархат примет новоюлианский календарь, как это сделали все соседние церкви и все церкви греческой традиции – возникнет проблема изменения статус-кво, когда нужно будет заново определять, когда и как использовать святые места в выпадающие одновременно праздники.
«Изменение статус-кво – это революция. А революции не хочет никто», – объясняет позицию церквей священнослужитель. Потому, по его словам, календарь и остается неизменным.
Второй аргумент, который не редко приводят верующие, касается схождения благодатного огня, происходящего по юлианскому календарю, поэтому он верен». Митрополит Белоцерковский пояснил, что календарная реформа не касается дать вычисление Пасхи (и Великой субботы перед ней), поэтому и по «старому», и по «новому» стилю – это будет один и тот же день.
По его словам, все эти противоречия связаны с Иерусалимской церковью. Интересно, что по словам митрополита, на восприятие в Иерусалиме календарной реформы ушло почти 2 века. Ведь она последней перешла на отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, еще в середине 6 века, держась более древнего обычая праздновать Рождество Христово и Богоявление в один день, 6 января.
Православная церковь Украины в мае соберется на архиерейский собор, где будут рассматриваться вопросы общей календарной реформы. Есть все аргументы и основания принять положительное решение, одновременно обеспечив возможность желающим общинам сохранить предыдущую календарную традицию.