Россия обходит нефтяное эмбарго? Как россияне трансформировали свой рынок

Введенное против России нефтяное эмбарго на сырье работает, но страна Путина ищет лазейки
фото из открытых источников

Западные санкции коренным образом трансформировали рынок российской нефти

Россия остается крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировые рынки через год с введением Евросоюзом эмбарго на ее сырье, однако рынок российской нефти за год претерпел существенные изменения, ведь скрывать поставки и обходить санкции оказалось не так просто. Об этом пишут росСМИ.

Европа десятилетиями была крупнейшим покупателем нефти и нефтепродуктов из РФ, поэтому введение запрета заставило российских поставщиков искать новые рынки сбыта и разрабатывать новую тактику продаж.

Основными вызовами, с которыми столкнулись поставщики российской нефти в 2023 году, стали логистика, санкционные ограничения, в частности, правило ценового потолка, сложности с банковскими переводами и поиск новых покупателей. Ниже приводятся основные изменения на рынке российской нефти и нефтепродуктов, произошедшие в 2023 году.

Новые правила игры

Евросоюз ввел эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из РФ 5 декабря 2022 года, однако предусмотрел исключения для ряда стран.

Право продолжить закупку российской нефти морским транспортом получила Болгария, а по нефтепроводу «Дружба» импорт смогли продлить Словакия, Венгрия и Чехия.

Страны Большой семерки (G7) и их партнеры ввели другое ограничение, призванное ограничить доходы Москвы – ценовой потолок.

Согласно правилу ценового потолка, западным компаниям запрещено предоставлять услуги по страхованию и транспорту российских нефтяных грузов, цены на которые превышают $60 за баррель в порту отгрузки.

Санкционные ограничения для нефти РФ строго контролируются уполномоченными госорганами Евросоюза и США, которые в течение 2023 года несколько раз объявляли санкции против компаний и нарушающих ограничения судов.

Далеко в Азию

РФ перенаправила поставки нефти и нефтепродуктов в страны, не присоединившиеся к санкциям в отношении Москвы, в результате чего Азия в 2023 году стала основным регионом потребления российских энергоресурсов.

На страны Азии пришлось около 80% морских поставок нефти РФ по сравнению с 50% в 2022 году, когда процесс перенаправления ресурсов из Европы уже начался, показал расчет Рейтер на основе оперативных данных LSEG.

Индия в 2023 году стала крупнейшим покупателем морских партий нефти из РФ, в то время как Китай сохранил статус основного импортера российской нефти разными видами транспорта за счет поставки в страну сырья по трубопроводам.

Третьим по величине покупателем нефти РФ стала Турция, в 2023 году продолжившая наращивать объемы, пользуясь выгодной ценой российских ресурсов и удобной логистикой.

РФ начала поставки новым покупателям в Азии, Африке и Латинской Америке – в частности в Пакистан, Бразилию, Гану и Бруней, но объемы эти далеки от тех, что были у страны-агрессора еще до начала полномасштабного вторжения в Украину.

Новый флот

Санкционные ограничения сильно отразились на морской транспортировке, поскольку правило ценового потолка и эмбарго Евросоюза заставили большинство крупнейших судовладельцев отказаться от перевозок российского ресурса.

Возникший на рынке дефицит тоннажа частично компенсирован появлением новых судовых компаний, оперирующих танкерами без западной страховки, а также судовладельцами из Греции, которые продолжали перевозку при условии соблюдения санкционных ограничений.

Однако ставки фрахта резко выросли: морская доставка нефти из РФ сейчас обходится в среднем в два-три раза дороже, чем стран, свободных от санкций.

Но если в начале 2023 года, после введения ценового потолка, стоимость перевозки нефти из балтийских портов РФ в Индию и Китай взлетела до $15 и $20 миллионов за маршрут соответственно, то с появлением новых компаний цена упала до $5-$7 миллионов, но затем снова выросла до $9-$10 миллионов в ноябре с ухудшением погоды и усилением контроля соблюдения санкций со стороны США.

Ценообразование

Формирование цен на российское сырье также изменилось в соответствии с новыми потребностями. Покупатели стали отдавать предпочтение сделкам в порту разгрузки, чтобы сократить санкционные риски и снять с себя проблемы, связанные с перевозкой из российских портов. Из-за войны цены на российскую нефть стали все чаще определяться не на базисах FOB и CIF, а на DES и DAP.

Международные ценовые агенства Platts и Argus перестали оценивать торговлю российской нефти в европейских портах – на базисах CIF Augusta и CIF Rotterdam. Platts сохранил расчетные котировки, при этом оба ценовых агентства добавили оценки нефти РФ с поставкой в порты Индии, где наблюдается максимальная ликвидность сорта.

Между тем, российские министерства продолжают рассчитывать основные налоги на нефть, исходя из расчетных котировок сорта Urals в европейских портах.

Согласно последним поправкам в Налоговый кодекс, цены на нефть Urals будут определяться как сумма цен на нефть FOB (в российских портах) и стоимости транспортировки в Средиземноморье и Северо-Западную Европу.

Валюта

В 2023 году поставщики российской нефти почти полностью отказались от расчетов в долларах и евро, доминирующих мировых валютах, поскольку РФ в значительной степени лишена доступа к международной банковской системе.

Российская нефть торгуется в дирхамах, юанях, гонконгских долларах и даже в рублях и очень редко – в долларах и евро.

Уход от доллара оказался непростым – многие компании по-прежнему сталкиваются с задержками в нагрузках из-за проблем с платежами и банками.

Изменение валют платежа привело к изменению расположения финансового центра торговли российской нефти: если раньше он находился в швейцарской Женеве, то теперь переместился поближе к Азии и Ближнему Востоку – в Дубай.

В Дубае открыли свои офисы многие торговые фирмы, известные как новые игроки российского нефтяного рынка, сюда же переехали и старые его участники, например, торговое подразделение ЛУКОЙЛа Litasco. Российская судоходная компания Радкомфлота также открыла свои дочерние компании в Дубае для управления флотом.

Напомним, импорт сырой нефти из РФ в Индию существенно снизился из-за проблем с платежами, чему способствовали западные санкции. Об этом сообщает Reuters.

«После роста до рекордного уровня в 2,15 млн баррелей в день в мае импорт нефти из России колебался в сторону снижения, резко снизившись в период с ноября по декабрь до 1,48 млн баррелей в день прошлого месяца», – говорится в материале.

Аналитики указывают, что нефть сорта «Сокол» не могла быть поставлена из-за проблем с оплатой на фоне ужесточения санкций. Индийские нефтеперерабатывающие заводы, которые в 2023 году покупали в среднем 140 тыс. баррелей в день, в прошлом месяце не смогли получить ни одного груза.

Читайте также: Санкции работают. Доходы РФ от нефти продолжают падать