Россия обходит нефтяное эмбарго? Как россияне трансформировали свой рынок
Западные санкции коренным образом трансформировали рынок российской нефти
Россия остается крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировые рынки через год с введением Евросоюзом эмбарго на ее сырье, однако рынок российской нефти за год претерпел существенные изменения, ведь скрывать поставки и обходить санкции оказалось не так просто. Об этом пишут росСМИ.
Европа десятилетиями была крупнейшим покупателем нефти и нефтепродуктов из РФ, поэтому введение запрета заставило российских поставщиков искать новые рынки сбыта и разрабатывать новую тактику продаж.
Основными вызовами, с которыми столкнулись поставщики российской нефти в 2023 году, стали логистика, санкционные ограничения, в частности, правило ценового потолка, сложности с банковскими переводами и поиск новых покупателей. Ниже приводятся основные изменения на рынке российской нефти и нефтепродуктов, произошедшие в 2023 году.
Новые правила игры
Евросоюз ввел эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из РФ 5 декабря 2022 года, однако предусмотрел исключения для ряда стран.
Право продолжить закупку российской нефти морским транспортом получила Болгария, а по нефтепроводу «Дружба» импорт смогли продлить Словакия, Венгрия и Чехия.
Страны Большой семерки (G7) и их партнеры ввели другое ограничение, призванное ограничить доходы Москвы – ценовой потолок.
Согласно правилу ценового потолка, западным компаниям запрещено предоставлять услуги по страхованию и транспорту российских нефтяных грузов, цены на которые превышают $60 за баррель в порту отгрузки.
Санкционные ограничения для нефти РФ строго контролируются уполномоченными госорганами Евросоюза и США, которые в течение 2023 года несколько раз объявляли санкции против компаний и нарушающих ограничения судов.
Далеко в Азию
РФ перенаправила поставки нефти и нефтепродуктов в страны, не присоединившиеся к санкциям в отношении Москвы, в результате чего Азия в 2023 году стала основным регионом потребления российских энергоресурсов.
На страны Азии пришлось около 80% морских поставок нефти РФ по сравнению с 50% в 2022 году, когда процесс перенаправления ресурсов из Европы уже начался, показал расчет Рейтер на основе оперативных данных LSEG.
Индия в 2023 году стала крупнейшим покупателем морских партий нефти из РФ, в то время как Китай сохранил статус основного импортера российской нефти разными видами транспорта за счет поставки в страну сырья по трубопроводам.
Третьим по величине покупателем нефти РФ стала Турция, в 2023 году продолжившая наращивать объемы, пользуясь выгодной ценой российских ресурсов и удобной логистикой.
РФ начала поставки новым покупателям в Азии, Африке и Латинской Америке – в частности в Пакистан, Бразилию, Гану и Бруней, но объемы эти далеки от тех, что были у страны-агрессора еще до начала полномасштабного вторжения в Украину.
Новый флот
Санкционные ограничения сильно отразились на морской транспортировке, поскольку правило ценового потолка и эмбарго Евросоюза заставили большинство крупнейших судовладельцев отказаться от перевозок российского ресурса.
Возникший на рынке дефицит тоннажа частично компенсирован появлением новых судовых компаний, оперирующих танкерами без западной страховки, а также судовладельцами из Греции, которые продолжали перевозку при условии соблюдения санкционных ограничений.
Однако ставки фрахта резко выросли: морская доставка нефти из РФ сейчас обходится в среднем в два-три раза дороже, чем стран, свободных от санкций.
Но если в начале 2023 года, после введения ценового потолка, стоимость перевозки нефти из балтийских портов РФ в Индию и Китай взлетела до $15 и $20 миллионов за маршрут соответственно, то с появлением новых компаний цена упала до $5-$7 миллионов, но затем снова выросла до $9-$10 миллионов в ноябре с ухудшением погоды и усилением контроля соблюдения санкций со стороны США.
Ценообразование
Формирование цен на российское сырье также изменилось в соответствии с новыми потребностями. Покупатели стали отдавать предпочтение сделкам в порту разгрузки, чтобы сократить санкционные риски и снять с себя проблемы, связанные с перевозкой из российских портов. Из-за войны цены на российскую нефть стали все чаще определяться не на базисах FOB и CIF, а на DES и DAP.
Международные ценовые агенства Platts и Argus перестали оценивать торговлю российской нефти в европейских портах – на базисах CIF Augusta и CIF Rotterdam. Platts сохранил расчетные котировки, при этом оба ценовых агентства добавили оценки нефти РФ с поставкой в порты Индии, где наблюдается максимальная ликвидность сорта.
Между тем, российские министерства продолжают рассчитывать основные налоги на нефть, исходя из расчетных котировок сорта Urals в европейских портах.
Согласно последним поправкам в Налоговый кодекс, цены на нефть Urals будут определяться как сумма цен на нефть FOB (в российских портах) и стоимости транспортировки в Средиземноморье и Северо-Западную Европу.
Валюта
В 2023 году поставщики российской нефти почти полностью отказались от расчетов в долларах и евро, доминирующих мировых валютах, поскольку РФ в значительной степени лишена доступа к международной банковской системе.
Российская нефть торгуется в дирхамах, юанях, гонконгских долларах и даже в рублях и очень редко – в долларах и евро.
Уход от доллара оказался непростым – многие компании по-прежнему сталкиваются с задержками в нагрузках из-за проблем с платежами и банками.
Изменение валют платежа привело к изменению расположения финансового центра торговли российской нефти: если раньше он находился в швейцарской Женеве, то теперь переместился поближе к Азии и Ближнему Востоку – в Дубай.
В Дубае открыли свои офисы многие торговые фирмы, известные как новые игроки российского нефтяного рынка, сюда же переехали и старые его участники, например, торговое подразделение ЛУКОЙЛа Litasco. Российская судоходная компания Радкомфлота также открыла свои дочерние компании в Дубае для управления флотом.
Напомним, импорт сырой нефти из РФ в Индию существенно снизился из-за проблем с платежами, чему способствовали западные санкции. Об этом сообщает Reuters.
«После роста до рекордного уровня в 2,15 млн баррелей в день в мае импорт нефти из России колебался в сторону снижения, резко снизившись в период с ноября по декабрь до 1,48 млн баррелей в день прошлого месяца», – говорится в материале.
Аналитики указывают, что нефть сорта «Сокол» не могла быть поставлена из-за проблем с оплатой на фоне ужесточения санкций. Индийские нефтеперерабатывающие заводы, которые в 2023 году покупали в среднем 140 тыс. баррелей в день, в прошлом месяце не смогли получить ни одного груза.