Россия сорвала два крупнейших контракта по строительству самолетов – СМИ
Все силы страна-агрессор сосредоточила на обронной промышленности, а вот контракты на гражданские самолеты не выполняет
Амбициозные планы Путина по созданию с технологического нуля авиапрома в масштабах сравнимых с советскими с треском провалились уже в первый год их реализации. Об этом пишет российское издание «Коммерсант».
Два ключевых проекта по строительству гражданских самолетов на отечественной компонентной базе – Ил-114 и импортозамещенный SSJ-100 – откладываются на 1-3 года из-за проблем с разработкой двигателей, санкций и отсутствия свободных мощностей на авиазаводах.
Турбовинтовые самолеты Ил-114-300, которые уже в этом году должны были заменить устаревшие Ан-24, а также иностранные лайнеры на региональных маршрутах, не поступят перевозчикам.
Причиной задержки стал двигатель ТВ7-117, который разрабатывает «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию). В стратегии развития авиапрома, утвержденной Минтрансом, сроки поставки Ил-114 перенесены на 2024 год, однако на самом деле это будет конец 2025 года, пишет издание. По словам источника издания в Министерстве транспорта России, задержка может быть еще больше – вплоть до 2026 года, когда по плану уже планировалось выйти на производство 12 машин в год.
Изменения продиктованы тем, что все силы брошены на выполнение гособоронзаказа, который сегодня является безусловным приоритетом, объяснил анонимный источник из «Ростеха».
Также из-за двигателей забуксовал проект импортозамещенного «Суперджета». По плану первые машины «Аэрофлот» должен был получить уже в этом году, но активно обсуждается перенос сроков на конец 2024 года, рассказали три источника в отрасли.
По их словам, затягиваются испытания двигателя ПД-8, который должен заменить стоявшие на всех выпущенных SSJ-100 французские SaM146. Новые лайнеры отчаянно нужны российским авиакомпаниям, которые после начала войны лишились возможности не только покупать новые самолеты за границей, но и получать техобслуживание, ремонт и покупать запчасти.
По данным Oliver Wyman, в начале 2023 года у российских авиакомпаний насчитывалось 736 лайнеров, и к 2026 году количество летающих бортов может сократиться вдвое. Уже через полтора года в России начнется «выбытие западных лайнеров, которым нечем ремонтировать из-за санкций», сообщил российскому диктатору Владимиру Путину в начале августа глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Чтобы решить проблему, Кремль требует с технологического нуля воспроизвести авиапром и в 46 раз увеличить выпуск гражданских самолетов – с 5 по 80 – 2025 год. К 2026 году, по замыслу чиновников, в России должно выпускаться уже 120 гражданских самолетов, в 2028 – 200, а в 2030 – более 230. Для сравнения: в XXI веке Россия ни разу не выпускала более 40-50 гражданских самолетов в год. И даже в позднем СССР конца 1980-х заводы производили ежегодно не более 60-70 машин.
Напомним, в отношении России были введены тысячи санкций, и с каждым днем последствия ощущаются все сильнее. В частности, из-за нехватки запчастей в Камчатском крае вынуждены остановить эксплуатацию чешских региональных самолетов L-410 завода Aircraft Industries, пишет «РБК».
Стоит отметить, что Камчатка стала вторым российским регионом, отказавшимся от эксплуатации западных самолетов из-за нехватки запчастей. В начале этого года самолеты L-410 прекратила использовать компания «Комиавиатранс» из Республики Коми – это также явилось результатами введенных в отношении РФ санкций.
К слову, Россию отключают от «авиационного SWIFT». Российские и иностранные авиаперевозчики могут столкнуться с проблемами при выполнении рейсов между Россией и другими странами уже осенью 2023 года.
Затруднения могут возникнуть после отключения России от телекоммуникационных каналов, принадлежащих глобальному провайдеру услуг для гражданской авиации – швейцарской компании Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiques (SITA), рассказали три источника в российских и зарубежных авиакомпаниях.
Канал SITA называют авиационным аналогом межбанковской системы SWIFT. Это самый распространенный инструмент в мировой гражданской авиации для обмена информацией между авиакомпаниями и аэропортами. Системой пользуется более 2,5 тыс. клиентов в 200 странах, а ее технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов.