Макрон как новый Борис Джонсон или Уинстон Черчилль?
«Нужно преодолевать нехватку лидерства в современной Европе»
Похоже, президент Франции Эмманюэль Макрон претендует на лавры нового Бориса Джонсона. Во всяком случае, с точки зрения восприятия в Украине. То заявил, что не исключает отправки войск НАТО в Украину, то призвал западных коллег не быть трусами. Конечно, у нас такие заявления встречают аплодисментами и взрывами положительных эмоций. Появляются заголовки о «блестящих заявлениях», говорят о новом большом друге Украины и т.д. Конечно, все это очень хорошо. Но…
Нынешний директор ЦРУ Уильям Бернс, кадровый и очень опытный дипломат, в своих мемуарах написал, что в американской внешней политике есть два вида программных речей: которые побуждают к действию, и которые заменяют действия. И то и другое мы уже неоднократно видели, в том числе и в заявлениях разных президентов США. От себя отмечу, что иногда эти два типа заявлений трудно отличить, особенно по форме. Оценивать их нужно по результатам. Также следует иметь в виду, что мотивация политических заявлений может быть значительно шире, чем та, которую определил Уильям Бернс. В частности, типичный и наиболее распространенный мотив – привлечь к себе резонансное и контрверсионное заявление. Часто также речь идет о демонстрации собственных политических амбиций, претензий на лидерство или особой политической роли.
По моему мнению, заявления Макрона по Украине как раз направлены на то, чтобы привлечь максимальное внимание к себе и заявить о своей амбициозной претензии на роль новейшего, европейского Черчилля, лидера, который готов поднять Европу в поддержку Украины и на военно-политическое противостояние агрессии со стороны путинской России.
То, что Макрон начал политическую дискуссию о прямом и более активном участии западных стран в военной помощи Украины и борьбе с российским нашествием, это очень хорошо. Поначалу всегда бывает слово. Чтобы появилось соответствующее политическое решение, нужно сформулировать идею, найти вокруг нее политический консенсус, а дальше воплощать в жизнь.
Также нужно преодолевать нехватку лидерства в современной Европе. В ЕС неплохо научились находить политический консенсус и непростые компромиссы по сложным вопросам. Но делается это слишком медленно и не всегда эффективно, особенно в вопросах безопасности. Поэтому личностное и содержательное лидерство, которое может стать движущей силой в усилении потенциала безопасности объединенной Европы, является крайне актуальным вопросом.
Однако политический лидер должен быть не только визионером, но и создателем политических импульсов. Он должен также объединять и консолидировать. А когда ты делаешь громкое политическое заявление и заранее знаешь, что получишь отрицательный ответ от большинства коллег, возникает вопрос, а какую именно цель ты преследуешь – получить информационно-политический резонанс, или объединить коллег вокруг своей идеи? И троллинг о «трусах», явно направленный на канцлера Шольца, будет ли он способствовать усилению поддержки Украины со стороны Германии, а также других европейских партнеров, и сохранению европейской солидарности, особенно в вопросах безопасности?
У нас многие аплодировали этой фразе о «трусах». Однако справедливости ради напомню, что Германия предоставила Украине в несколько раз больше и макроэкономической и военной помощи, чем Франция. И министр обороны Германии, отвечая Макрону, откровенно намекнул, что Украина сейчас нуждается в несколько ином, чем то, что предлагает президент Франции. Проще говоря, нам сейчас в первую очередь нужны артиллерийские снаряды и как можно больше. И очень хорошо, что президент Макрон помогает президенту Чехии найти деньги на закупку этих снарядов за пределами ЕС.
Кстати об артиллерийских снарядах. Министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню сообщил в январе 2024 года, что Франция сможет предоставлять украинской армии ежемесячно 3000 снарядов калибра 155 мм для французских артиллерийских систем. Чтобы эта цифра была понятнее, примерно столько артиллерийских снарядов Украина сейчас тратит каждый день, и это в условиях дефицита тех же снарядов. Раньше в более благоприятных условиях ВСУ ежедневно тратили 8-10 тысяч артиллерийских снарядов, а россияне против нас тратили еще больше. Мы все хорошо знаем, что Евросоюз оказался неспособен выработать и поставить Украине миллион артиллерийских снарядов. Поэтому сейчас в ЕС, в частности, в Германии, пытаются расширить производство артиллерийских снарядов. Делают ли то же во Франции?
Эти примеры я привел для того, чтобы мы оценивали не только слова и заявления, но и конкретные действия. Одно дело – изображать из себя новейшего Черчилля. Другое дело – действовать как Черчилль, упрямо, настойчиво и решительно.
Поэтому мы искренне приветствуем заявления президента Франции, но одновременно ждем от наших международных партнеров конкретных, более значимых, быстрых и масштабных действий в поддержку нашей страны.
Читайте также:
- Как Макрон изменил повестку дня в Европе
- Европа поняла, что должна заботиться о своей безопасности самостоятельно?
- Politico: страны Евросоюза могут начать конфликт за один важный ресурс
- Евросоюз впервые представил оборонно-промышленную стратегию
- ЕС стремится перевести европейскую оборонную промышленность в режим военной экономики