Почему не стоит завышать ожиданий от помощи США
Что изменит и чего не изменит утверждение американской помощи?
Мы радуемся тому, что эта позорная эпопея наконец-то завершается. Но давайте попробуем проанализировать, как этот утвержденный пакет помощи почти $61 млрд повлияет на ход войны, на международное положение Украины и на общественные настроения.
Утверждение пакета помощи не вернет утраченное время и – самое главное – потерянные жизни, которые в значительной степени стали следствием этой задержки. Кроме того, на нравственное состояние общества и сил обороны все это тоже повлияло не лучшим образом. И нет, это время уже нельзя открутить назад. И далеко не факт, что все потерянное из-за задержки можно полноценно восстановить и компенсировать на 100%. Потому нас как минимум еще несколько недель ждут новые и новые тактические успехи россиян.
Так, потерянное время, отсутствие достаточного количества оружия чтобы компенсировать численное преимущество россиян и преимущество в воздухе (с проклятыми КАБами) имеют очень большую цену. Дойдут ли они в этом процессе до Славянско – Краматорской агломерации или Покровска сказать сложно.
Поэтому мы можем констатировать, что эта задержка – самая большая победа Путина с начала войны. И внешнеполитическая, и с последствиями для внутреннего постоянства украинского общества и боеспособности сил обороны.
С другой стороны, уже видел оценки, что этот пакет, который растянется во времени, чуть ли не «пакет победы». Тот же Маломуж говорил, что с оружием от США во второй половине лета Украина может перейти к наступательным действиям. Я думаю, что это слишком оптимистичные оценки, которые формируются на привычной амплитуде «было очень плохо – стало лучше, а значит, дальше будет еще лучше». Чтобы быть готовой для больших наступательных действий, Украине придется пройти гораздо более долгий путь, чем летом 2022 или весной 2023.
Но. Оружие и боеприпасы от этого пакета (а также от дополнительных поставок из Европы) точно выиграют время, сузят возможности России вести наступательные действия и дадут нам возможности для адаптации.
Насколько я понимаю логику окупантов, план у них был такой:
- Совместить тактические наступательные действия на фронте (наблюдаемые сейчас) с массированной информационно-психологической атакой на общество и силы обороны.
- Затем – если помощь от США не поступит, европейскую они ограничат с помощью своих агентов, украинское общество будет деморализовано этим предательством партнеров и российским ИПСО – перейти в стратегическое наступление летом.
- А дальше уж как пойдет – либо захватить сколько успеют (главной целью был бы Харьков и Краматорская агломерация), либо принудить Украину к капитуляции и принятию большинства российских условий.
И пакеты помощи от европейцев, и одобрение американской помощи, и дрейф многих американских политиков к большей поддержке Украины эти планы наламывают. Потому что окно возможностей от сейчас до поступления «чешского» пакета снарядов (конец мая – июнь) и американской помощи значительно сужает возможности РФ – им придется прекращать мечтать о захвате Харькова или выходе на админграницы Донецкой области.
Американское оружие, чешские снаряды, пакеты помощи от других стран открывают для Украины возможности и время:
- Стабилизировать линию фронта и успеть сформировать глубокие фортификационные линии.
- Подготовить резервы хотя бы для дополнительных возможностей ротации. Целесообразность проведения наступательных действий пока анализировать очень сложно.
- Стабилизировать ситуацию внутри страны, восстановить критическую инфраструктуру после атак россиян, немного успокоить публичный накрут.
Вполне возможно, с такой поддержкой силы обороны смогут сломать российскую логистику, снизить степень доминирования россиян в воздухе, нивелировать преимущество в артиллерии. Но завышать ожидания точно не следует. Это не перелом, хотя при определенных условиях первый шаг к нему.
Как не стоит ожидать и перелома в настроениях трампистов. Поэтому нам все еще нужно искать возможности для диверсификации поставок и финансирования и думать о войне «от обороны». Как в военном, так и в дипломатическом и экономическом смысле. Как минимум до ноября, когда станут понятны намерения новой или новой/старой администрации.