Треть российской нефтепереработки уничтожена. Коллапс неизбежен
«У населения западной части России остались буквально считанные дни, чтобы запастись топливом»
Только за два дня 12-13 марта в России было выведено из строя, по данным Bloomberg, 12% нефтеперерабатывающих мощностей. На неопределенный срок остановлена работа нефтеперерабатывающего завода Роснефти в Рязани, Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод и предприятие «Лукойла» в Нижегородской области. С октября 2023 по март 2024 года было повреждено и уничтожено еще около 20% нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов.
Практически одновременная потеря трети нефтеперерабатывающего комплекса чревата коллапсом поставок нефтепродуктов, прежде всего, в гражданский сектор.
Осенью прошлого года дефицит горючего уже всколыхнул ряд регионов. Рост потребления во время сельскохозяйственной кампании привел к исчезновению топлива во многих регионах, дефициту и ажиотажному росту цен. Многокилометровые очереди возле АЗС удалось преодолеть в некоторых регионах за несколько месяцев. Тогда нефтеперерабатывающая отрасль еще была на плаву и запрет на экспорт нефтепродуктов частично сработал.
Уже с начала 2024 года Россия жила в предвкушении следующей волны топливного дефицита и ажиотажа.
В январе нефтепереработка сократилась на 4% и упала до минимума за последние месяцы.
Следовательно, еще до введения эмбарго с 1 марта 2024 года вывоз бензина за границу сократился на 37%, а дизтоплива (наибольшая статья экспорта нефтепродуктов) на четверть.
И хотя Россия браво рапортовала, что наоборот нарастила поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и сформировала необходимые резервы, крупные топливные сети, например «Лукойл», уже тогда столкнулись с проблемой обеспечения бензином. Дефицит по «Лукойлу» лишь официально составляет 700-800 тысяч тонн.
Причем проблема будет обостряться при задержке ремонта установки каталитического крекинга в Кстове. «Лукойл» пытается решить проблему путем поставок бензина с нефтеперерабатывающих заводов посторонних компаний. Но для этого нужно, чтобы они увеличили производство бензина, что в условиях санкций практически невозможно. По оценкам экспертов для восстановления утраченного производства, замены поврежденного оборудования необходимо до двух лет при условии снятия санкционных ограничений и запретов. А ведь все оборудование было импортным.
Еще одной серьезной проблемой является логистика. Львиная доля поставок нефтепродуктов осуществляется по железной дороге, которая существенно перегружена. Это уже спровоцировало рост биржевых цен, ограничение, а впоследствии – закрытие импорта. Только за половину февраля стоимость бензина марок А-92 и А-95 выросла на 7,2% и 8,45% соответственно.
В марте цены на нефтепродукты росли как грибы после дождя.
После потери трети нефтепереработки коллапс будет практически неизбежен. Проблема заключается в том, что выведенные из строя нефтеперерабатывающие комплексы обслуживали западные области европейской части России, где расположена львиная доля населения и экономики.
Отсюда нефтепродукты направлялись на нужды русских войск в захватнической войне против Украины. Теперь в связи с резким сокращением изготовления бензина и дизтоплива власти, прежде всего, будут направлять его на нужды войска. На эти же нужды будут работать железнодорожные поставки из отдаленных регионов.
А еще есть традиционное увеличение спроса в период уже начинающихся весенних сельскохозяйственных работ.
Следовательно, у населения западной части России остались буквально считанные дни, чтобы запастись топливом, дефицит которого продлится по меньшей мере месяцами. Даже логистически при условии, что потребности армии в железнодорожных перевозках спадут (а это вряд ли), чтобы пополнить запасы горючего в дефицитные районы, потребуются месяцы. Поэтому пока вы читаете этот текст, возможно последние запасы горючего разметают из ближайшей заправки. Не теряйте времени – направляйтесь на заправки и запасайтесь необходимым топливом как минимум на месяц. Потому что уже скоро оно станет дороже золота…