Замороженные российские активы. Почему так трудно передать их Украине
Евросоюз боится напугать страны Глобального Юга, которые хранят свои деньги как раз в ЕС
Белый дом поддерживает конфискацию российских активов в пользу Украины.
Это, конечно, замечательно. Мы также поддержим. Проблема только в том, что ни Белый Дом ни Украина не имеет отношения к этим активам.
У Центрального Банка России было заморожено резервов на 300 млрд долларов. Но они что-то такое подозревали, поэтому из 300 млрд долларов 280 млрд долларов они разместили в ЕС, минимизировав американские активы в своих резервах. И решение об их конфискации будет принимать ЕС, а никак не Белый Дом.
Увеличивает ли такое решение Белого Дома в принципе возможность, что замороженные активы будут конфискованы? Теоретически, да. Потому что усиливает голоса, которые будут требовать от ЕС именно такого решения. И деньги которые все же были в штатах нам не помешают. Копеечка к копеечке.
С другой стороны, вполне возможно, что в будущем замороженные российские активы станут предметом шантажа со стороны США. В случае победы Трампа, например. Когда правительство США будет говорить, что Украина не нуждается в финансовой поддержке со стороны Вашингтона, потому что есть же эти активы и пусть Европа платит, тем более война в Европе. Очень в духе Трампа. Более того, он вполне может заявить, что и военная помощь со стороны США должна быть оплачена Европой, потому что в Европе же есть российские активы. Это почти повторение «мексиканцы заплатят за стену». ЕС должен купить оружие, заплатив российскими деньгами американским производителям оружия. Кому такое в США не понравится.
Поэтому здесь существуют не только возможности, но и риски.
А что ЕС? А ЕС пока бесконечно далеки от конфискации активов. И выбирают вариант использования только прибыли от замороженных российских активов. В будущем плане по поддержке Украины на 50 млрд доля на проценты с замороженных активов приходится 15 млрд.
Почему ЕС так делает? Потому что боится. Боится напугать другие страны Глобального Юга. Которые хранят свои деньги сейчас в ЕС. От Китая до Бразилии, от Мадагаскара до Саудовской Аравии. А статус финансового центра мира очень выгоден. И в ЕС очень боятся его потерять. О таких рисках постоянно подчеркивает, например, Европейский Центральный Банк.
И мы можем сколько угодно считать, что ЕС не прав, что они слишком боязливы, что риски на самом деле отсутствуют или минимальны. Однако то, что мы думаем, не имеет значения. Потому что важно только то, о чем думают в Брюсселе, Париже и Берлине. И они пока не склонны идти по пути конфискации активов.