История европейского провала Украины в документах
Резолюции и отчеты о ситуации в Украине от влиятельных международных организаций
В 2011 году мы близились к подписанию важнейшего для страны Соглашения об Ассоциации с ЕС, и на фоне громких политических процессов мировые лидеры пытались донести до Виктора Януковича – ничего хорошего не будет, если права человека (часто называя его конкретное имя) у нас будут нарушаться. Сначала слегка намекали на проблемы со свободой слова, уголовные дела против Тимошенко, Луценко и сотоварищей. Потом выдвигали жесткие требования выпустить политических заключенных, ну и в самом конце поставили четкое условие: Тимошенко в тюрьме – Украина без Соглашения.
Украина за год получила самое большое количество официальных оценочных документов за всю историю независимости. «Главкому» каждый раз удавалось первыми получать важнейшие документы, оперативно переводить их и знакомить читателей с первоисточниками.
-- Желтые карточки от Госдепа и Еврокомиссии
Первым серьезным документом 2011 года, в котором Украине показали желтую карточку из-за ухудшения защиты прав человека и свободы слова, стал Отчет Госдепартамента США о соблюдении прав человека в Украине в 2010 году. В нем американские власти прямо указали на участившиеся сообщения о давлении представителей власти на СМИ, аномалию с совместительством главой СБУ работы в Высшем совете юстиции и владением самым популярным телеканалом страны. Была выражена глубочайшая обеспокоенность плохим расследованием таких вопиющих фактов, как ужасная смерть студента Игоря Индыло в милицейских застенках и убийство харьковского журналиста Василия Климентьева.
В мае 2011 года Европейская комиссия опубликовала Отчет о реализации политики соседства в Украине в 2010 году. Этот документ тяжело назвать даже первым звонком для Украины, ведь в нем уже достаточно жестко прозвучали главные претензии, которые стали лейтмотивом в наших отношениях с ЕС. Прежде всего, европейцы отметили, что вернув Конституцию 1996 года и приняв поправки к закону о Кабмине, Янукович выстроил вертикаль власти под себя в ущерб законодательной ветви власти. Кроме того, местные выборы 2010 года были охарактеризованы, как «не соответствующие некоторым европейским стандартам».
Существенное ухудшение было отмечено в сфере защиты прав человека, свободы мирных собраний и прочего. Впервые было зафиксировано, что правоохранительные органы начали работать на стороне Партии регионов. О политических репрессиях пока еще ни упоминалось.
-- Серия жестких резолюций Европарламента
Настоящим холодным душем для украинской власти, которая хвасталась перспективой подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, стала принятая 9 июня резолюция Европарламента: «Уголовные дела против Юлии Тимошенко и других членов ее правительства». Законодательный орган ЕС официально признал выборочное правосудие против оппозиции, призвал позволить Тимошенко заниматься политической деятельностью, а также выпустить Юрия Луценко и других министров ее правительства. В той резолюции подписание Соглашение об Ассоциации впервые было поставлено в зависимость с прекращением преследования оппозиции.
За четыре месяца Украина не приняла ко вниманию ни одного замечания Европейского парламента. Более того, в августе 2011 года произошло событие, серьезно пошатнувшее все европейские перспективы – 4 августа прямо в зале Печерского райсуда Юлию Тимошенко взяли под стражу. Это вызвало настоящую бурю негативных оценок со стороны практически всех руководителей стран ЕС. Напряжение в отношениях с Украины возрастало и привело к срыву важнейшего для Украины визита Виктора Януковича в Брюссель. Уже тогда в открытую заговорили о провале подписания Соглашения. Мало когда в истории Европарламента было, чтобы документы по одной стране чеканились, как горячие пирожки с печки: 27 октября проголосована вторая за год резолюция «О текущих событиях в Украине».
Главные герои нового документа – Юлия Тимошенко, Юрий Луценко и другие политические заключенные в Украине. Европейцы не постеснялись применить именно это выражение, оценив приговор экс-премьеру, как акт политической мести и попытка не допустить главных лидеров оппозиции к следующим парламентским и президентским выборам. Европарламент призвал реформировать 364 и 365 статьи Уголовного кодекса, по которым была осуждена Тимошенко, обеспечить ей справедливое рассмотрение апелляции и выпустить Юрия Луценко из СИЗО до вынесения приговора. Уже в который раз Украине пригрозили срывом парафирования и подписания Соглашения об Ассоциации, хотя европейцы попытались сделать шаг назад – обратились к Еврокомиссии таки встретиться с Януковичем до декабрьского саммита в Киеве.
В канун саммита Украина-ЕС в Киеве, 1 декабря Европарламент принял третью за год резолюцию по Украине: «Рекомендации Европарламенту Совету, Комиссии и европейской службе внешнеэкономической деятельности на переговоры о Соглашении об Ассоциации между Украиной и ЕС». В который раз европейцы назвали уголовные дела против Тимошенко и оппозицией политической местью, направленной на не допуск оппозиции на парламентские и президентские выборы. Статьи 364 и 365 УК оценили как «сталинские», привязав подписание Соглашение об Ассоциации с соблюдением принципа верховенства права. Четкой привязке с делом Тимошенко не было, к тому же много пассажей, как признание права Украины претендовать на членство в ЕС, констатация жесткого экономического прессинга со стороны России и призыв таки подписать Соглашение в 2012-м, выглядели откровенным реверансом в сторону украинской власти.
Казалось, Украина таки получила шанс на успех, даже не смотря на заключение Тимошенко. Но тогда же европейцы признавались, что главное, не делать резких движений против Юлии Владимировны, хотя бы до саммита 19 декабря в Киеве. Но Украина таки пошла на «резкие движения», прямо в пику ЕС устроив «парашное судилище» в СИЗО, второй раз постановив арестовать прикованную к постели Тимошенко. Не удивительно, что ни о каком парафировании Соглашения в Киеве речи быть не могло.
-- Критика Венецианской комиссии – никто не услышал
Параллельно с Европейским парламентом, в 2011 году активно занималась украинским вопросом и Венецианская комиссия, структурное подразделение Совета Европы. Часто они давали очень жесткие заключения по законопроектам и законам, которые принимались и рассматривались в Украине, но и их замечания оставались не услышанными.
В самом начале года «Главком» опубликовал анализ заключения Венецианской комиссии по поводу проекта Избирательного кодекса, разработанного парламентской рабочей группой при содействии Совета Европы. Европейцы приветствовали документ и заключили, что внедрение пропорциональной избирательной с открытыми региональными списками, и принятие комплексного закона для всех видов выборов пойдет на пользу демократичности и открытости избирательного процесса в Украине. Упомянув о проблемах с местными выборами 2010-го, Венецианская комиссия порекомендовала взять за основание именно это проект при работе президентской Рабочей группы во главе с Министром юстиции Александром Лавриновичем. Впрочем, это заключение Венецианской комиссии было полностью проигнорировано украинскими властями.
О чем и было сказано в заключении Венецианской комиссии по поводу проекта закона о выборах народных депутатов Рабочей группы Александра Лавриновича. Во-первых – деятельность рабочей группы была закрытой. Во-вторых – в проекте проигнорировали рекомендации принимать Избирательный кодекс, а также внедрять пропорциональную избирательную систему с открытыми списками. Европейцы раскритиковали возвращение к смешанной системе выборов, негативно оценили повышение проходного барьера в Раду и запрет на участие в выборах блокам.
Судебная система также была в центре внимания Венецианской комиссии в 2011-м. «Главком» публиковал заключение по поводу законопроекта президентской комиссии по усилению демократии и укреплению верховенства права о внесении правок в судебную реформу. В нем европейцы снова дали негативную оценку президентской судебной реформе и незаконному ослаблению Верховного Суда Украины. И главное, на что обратил внимание «Главком» - эксперты раскритиковали практику, когда резонансные политические процессы ведут молодые и неопытные судьи, пребывающие на испытательном сроке, а потому зависимые от власти. Такая формулировка дала возможность сразу провести аналогию с делом Тимошенко, ведь судья Киреев соответствовал практически всем названным негативным критериям.
-- «Дамоклов меч» Совета Европы и Конгресса США
Подводя итог всей критике структур Совета Европы по поводу событий в Украине за 2011 год, в декабре Мониторинговый комитет подготовил итоговую резолюцию Парламентской ассамблеи по Украине. Документ примут в начале декабря, но «Главком» посчитал полезным найти проект и ознакомить наших читателей с тем, как в Европе оценили уходящий год для Украины.
Прежде всего, жесткой критике подверглась практика политического преследования оппозиции в Украине. В частности, назывались фамилии Тимошенко, Луценко, Иващенко и Корнийчука. При чем по Луценко и Иващенко выдвинули требование незамедлительно выпустить их из СИЗО для оказания медицинской помощи.
Жесткой критике подверглась судебная система страны. Ее назвали полностью ангажированной, а контроль над ней власть осуществляет через Высший совет юстиции, получивший неограниченные полномочия после реформы. Совет Европы выдвинул требование убрать из состава ВСЮ представителей Президента, Генпрокуратуры и Верховной Рады.
В проекте резолюции Совет Европы снова дал негативную оценку принятому закону о выборах, призвав таки внедрять избирательную систему с открытыми региональными списками. До ближайших же выборов, как минимум, понизить проходной барьер в Раду и позволить блокам участвовать в избирательной гонке.
В США также пристально следили за ситуацией в Украине, и в конце года в Конгрессе также был зарегистрирован проект резолюции об осуждении преследования политической оппозиции в Украине. Документ, впервые опубликованный «Главкомом», пока еще находится на рассмотрении комитета по вопросам иностранных дел Конгресса. Но, по нашим данным, он уже согласован с Белым Домом, и имеет самые высокие шансы быть принятым.
В проекте резолюции прописаны очень жесткие формулировки о политических преследованиях лидеров оппозиции с призывов отпустить всех политических заключенных. Пока в проекте нет упоминания о возможных санкциях, но вполне возможно, что к моменту рассмотрения и такие пункты в документе появятся.