Тепловоз застрял в пути
История с «Лугансктепловозом», как первый крупный приватизационный конкурс при новой власти, не прибавила оптимизма.
Громкие намерения новой власти устроить масштабную распродажу остатков госимущества звучат как-то малоубедительно на фоне затянувшейся возни вокруг очередной неоднозначной приватизации.
Когда новые российские покупатели («Трансмашхолдинг») и подыгрывавшие им структуры Константина Григоришина (НПО имени Фрукнзе) устроили на аукционе всем очевидный фарс, в результате которого россияне купили 76 % завода всего на 10 миллионов гривен дороже стартовой цены, тут же раздались возмущенные крики о сговоре. Что примечательно, в том числе, от главы Фонда госимущества Александра Рябченко, который считается протеже Григоришина.
Ситуация сильно напомнила предыдущую (третью по счету) попытку продать предприятие. В марте 2007-го года «Лугансктепловоз» был продан тому же Брянскому машиностроительному заводу, входящему в группу «Трансмашхолдинг». Помимо него в конкурсе участвовал всего один участник, причем, имеющий родственные корни с «конкурентом». Естественно, при такой диспозиции особых торгов не получилось, и завод был продан за 292,5 млн. при начальных 292 млн. Тогдашний глава ФГИ Валентина Семенюк утверждала, что ей ничего не сообщали, о родственности участников конкурса и всячески защищала «профильного инвестора» от посягательств недовольных, которые не смогли принять участие в конкурсе, потому что их «не известили». Главным «недовольным» было близкое к структурам группы «Приват» ОАО «Днепровагонмаш», которое затем через суды и вернуло «ЛТ» государству.
Логично, что «приватовцы» собирались участвовать и в повторном конкурсе, правда, уже под другой вывеской – компании «Мантара холдинг». Но были отстранены от конкурса в последний момент формально из-за того, что не подали весь необходимый пакет документов. После такой приватизации недовольство высказали не только «приватовцы», которые сразу пригрозили подать в суд, и Рябченко, но и Юлия Тимошенко, и даже первый вице-премьер Андрей Клюев. Зато довольны продажей остались Николай Азаров («Что важнее – шашечки или ехать?») и вице-премьер Сергей Тигипко, назвавший цену за «ЛТ» рыночной.
Что интересно, вскоре Тигипко кардинально поменял позицию и назвал конкурс непрозрачным, поскольку, по его сведениям, «Мантара холдинг» готов был предложить за предприятие 600 миллионов. Оказывается, вице-премьер только постфактум разобрался, что к конкурсу не был допущен еще один участник, уже после того, как об этом высказались все, кто мог. Такие реверансы Тигипко в сторону Игоря Коломойского дали пищу разговорам об очередном сближении днепропетровских земляков перед местными выборами. И теперь тему «Лугансктепловоза» лидер «Сильной Украины» поднимает регулярно, прогнозируя очередную реприватизацию.
Но даже с той «смешной» суммой, которую «выторговали» россияне на последнем аукционе, они расставаться не собираются. Ведь «Трансмашхолдинг» еще не получил назад тех 292,5 млн., которые были потрачены во время прошлой покупки. И они имеют основания опасаться, что эти деньги им могут быть не возвращены, как не были возвращены до сих пор 800 млн. гривен, которые внесли те же Игорь Коломойский и Константин Григоришин во время сорванного правительством Тимошенко конкурса по Одесскому припортовому.
Кроме того, принимая участие в конкурсе в этом году, «Трансмашхолдинг» имел на руках недавнее решение Хозяйственного суда Киева о том, что Украина должна вернуть не 292,5 млн. гривен, а долларовый эквивалент этих денег на нынешний момент – 450 миллионов. Это беспрецедентный для наших реалий случай, по факту которого государство в результате реприватизации оставалось еще и должно.
Казалось, что вопрос уладился, после того как Кабмин поручил ФГИ обеспечить подписание мирового соглашения с инвестором, в результате которого никто никому ничего не оставался должен, а предприятие фактически просто возвращалось старому владельцу. Но тут грянул новый гром. 29 июля Киевский апелляционный суд постановил, что описанная выше схема с долларовым эквивалентом недействительна. Пикантность ситуации в том, что эта схема уже прописана в постановлении правительства.
«На самом деле, на «Трансмашхолдинг», который до сих пор не перечислил денег, давно можно было подать в суд и забрать пакет, – говорит экс-глава ФГИ и теневой министр Кабмина Тимошенко Александр Бондарь. – Кабмин же придумал какую-то пеню, которая применяется только в случае с инвестобязательствами.
Я говорил Рябченко, что его должно волновать только, чтобы победитель конкурса перечислил деньги, а дальше пусть они сами разбираются с Кабмином, кто кому чего должен. Сейчас вопрос только в цене, поскольку не думаю, что пакет у «Трансмашхолдинга» заберут и снова выставят на торги. Настолько нынешняя власть бессильна под напором коммерсантов, особенно если за них слово замолвил Путин. Так пусть хоть доплатят – ведь у российской компании миллиардные обороты!»
На данный момент, насколько известно, россияне до сих пор не перевели необходимую по договору половину стоимости предприятия, хотя обязаны были это сделать в течение месяца. Фонд госимущества, по некоторым данным, с сегодняшнего дня планировал начать начисление пени недобросовестному покупателю.
История с «Лугансктепловозом», как первый крупный приватизационный конкурс при новой власти, отнюдь не прибавила оптимизма. Хотя государство и не планировало наварить на нем большие суммы, важно было продемонстрировать инвесторам, что новая власть стремится к прозрачности. Напомним, что только в этом году от продажи госсобственности планировалось привлечь в бюджет 10 миллиардов гривен, но пока никто внятно не смог ответить, за счет чего будет выручена такая сумма. Спохватившийся ФГИ уже представил новую программу приватизации с исключением понятия «промышленный инвестор» и внедрением «голландских аукционов».
«Конечно, план в 10 миллиардов выполнить невозможно без приватизации «Укртелекома», – уверен зампредседателя ФГИ в 2005–2010 гг. Александр Потимков. – Но чтобы гарантировано получить деньги в бюджет уже в этом году, конкурс нужно объявить не позже середины сентября, все согласовать. Но опять же – это будет предвыборный период, сам факт продажи «Укртелекома» предполагает дальнейшее сокращение штатов новым собственником или выплату компенсаций, так что не все так просто. А по поводу «Лугансктепловоза», думаю, надо просто договариваться».