Атомная энергетика в опасности. Верховная Рада объявила охоту на коллаборантов
Хроника одного скандального заседания парламентского комитета военного времени
9 июля комитет Верховной Рады по энергетике и жилищно-коммунальным услугам провел заседание. Собрание транслировалось в прямом эфире, сопровождалось скандалом и завершилось безрезультатно. Глава комитета Андрей Герус пообещал со временем объявить новое заседание, но уже без прямой трансляции.
Фактически заседание сорвала член депутатской группы «За будущее» Анна Скороход (в конце 2019 года со скандалом исключена из фракции «Слуга народа»). Ее очень разозлило обсуждение темы неоднозначных кадровых изменений на Ровенской АЭС. Исполняющий обязанности президента НАЭК «Энергоатом» Петр Котин 27 июня уволил директора РАЭС Павла Павлишина.
Топ-менеджер сразу же назначен директором обособленного подразделения «Атомремонтсервис» (входит в состав «Энергоатома»). Обязанности генерального директора РАЭС на протяжении действия военного положения будет выполнять главный инженер РАЭС Павел Ковтонюк.
Депутат Скороход заявила, что кадровые разборки ее якобы не обходят, вместо этого «интересует, чтобы мы решали вопросы национальной безопасности в энергетике». Однако другие участники собрания убеждены: парламентарий выполняла чье-то поручение, чтобы заблокировать любые попытки дать оценку текущей кадровой политике «Энергоатома». Этот вопрос в государственной компании с весны 2020 года курирует директор по персоналу «Энергоатома» Олег Бояринцев. В марте его задержала контрразведка по подозрению в государственной измене. Ранее «Главком» уже упоминал, что Олег Бояринцев, многолетний помощник Андрея Деркача, ныне подсанкционный народный депутат, подозреваемый в связях с Россией. Деркач много лет также причастен к расстановке кадров в «Энергоатоме», а также возглавлял эту стратегическую государственную компанию во время президентства Виктора Ющенко.
Сразу после упомянутого скандального заседания резонансное заявление в соцсетях сделал первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг народный депутат Алексей Кучеренко: «В атомной энергетике российские уши торчат сейчас со всех сторон, начиная с руководителя «Энергоатома» Котина. Семьи почти всех этих персонажей давно за границей».
Обвиняемый в госизмене продолжает работу в «Энергоатоме»
Открывая заседание комитета, нардеп Андрей Герус сообщил, что Бояринцев тоже был приглашен, но так и не явился. Из этих слов следует, что ныне этот сотрудник «Энергоатома» на свободе по-прежнему занимает руководящий пост. Подтвердил это и глава «Энергоатома» Петр Котин: «Это мои подчиненные, зачем вы их приглашали? У Бояринцева выходной, а Павлишин на больничном». Такой ответ взбудоражил депутатов, поэтому Котин извинился и начал отчитываться о работе атомных электростанций.
На ЗАЭС завезли дополнительное… вооружение
Большую тревогу вызывает работа Запорожской АЭС, которую еще в феврале захватили российские террористы. По данным Петра Котина, станция продолжает работу под руководством НАЭК «Энергоатом». Мы каждое утро проводим селектор вместе с ними, но они не получают информацию о работе всей компании. Мы же от них получаем информацию о происходящем на площадке АЭС. Также они выполняют наши указания по эксплуатации АЭС. Таким образом, мы контролируем ядерную и радиационную безопасность на станции, но мы не контролируем физическую безопасность станции, захваченной российскими захватчиками», – пояснил Петр Котин.
По данным главы «Энергоатома», «на станции находится около 500 российских солдат, они контролируют доступ на объект, вход и выход персонала со станции». Непосредственно на самой площадке станции находится около 50 единиц тяжелой техники – танки, грузовики, загруженные взрывчатками, оружием, но наш персонал туда не допускают. На территории также есть БМП (бронетранспортеры – «Главком») для перевозки пехоты с оружием».
«На днях на ЗАЭС зашли еще четыре самосвала Камазы. Также на станции находятся 50 работников «Росатома», которые в подвале административного корпуса станции фактически консультируют своих военных для того, чтобы те не повредили работе АЭС, ведь это может привести к катастрофическим последствиям. Этот персонал «Росатома» периодически меняется – они там сидят примерно месяц. У нас есть информация, что сейчас они пытаются измениться», – сообщил Котин.
«После работы работников АЭС ведут в… подвал»
«Опасность в работе АЭС – это постоянное давление на персонал. Они расстреляли одного человека, нашего работника, прямо у него на квартире, там была автоматная очередь. К счастью, он выжил. Это Сергей Швец, героический человек, его оперировали, и сейчас он уже стоит на своих ногах», – сообщил Петр Котин.
Глава «Энергоатома» также напомнил: 3 июля погиб водолаз гидроцеха ЗАЭС Андрей Гончарук: его рашисты замучили в застенке.
«Уже в бессознательном состоянии мужчина попал в больницу, там и скончался. Также до 50 человек персонала станции они держат у себя – их после работы возят в подвал и там уже пытаются снять какие-то ролики для пропаганды в России, требуя от людей признания, что ЗАЭС – это Россия и что это уже навсегда».
Петр Котин также рассказал: 10 дней назад с помощью оружия рашисты получили от персонала «признание» о том, что на станции, когда на нее станцию зашли россияне, уже было оружие, работники якобы побросали его в бассейн охлаждения систем безопасности.
«Оккупанты требовали от генерального директора ЗАЭС дренировать эти бассейны для того, чтобы посмотреть, есть ли там оружие. Но мы запретили это делать. Это пример того, что мы контролируем ситуацию и радиационную безопасность», – заверил руководитель «Энергоатома».
На этих словах Андрей Герус прервал рассказ Петра Котина.
«Если там кого-то замордовали, то это не похоже на то, что мы контролируем ситуацию. Такой контроль никого не устраивает, потому что он дает плохой результат», – заключил Герус и предложил руководителю «Энергоатома» рассказать об увольнении гендиректора Ровенской АЭС Павла Павлишина.
Ровенская АЭС: 10 служебных расследований в год
Внимание депутатов внимательно приковано к кадровым изменениям на Ровенской АЭС, ведь станция расположена в городе Вараш фактически на границе с Беларусью, которая участвует в войне против Украины. Поэтому есть опасность, что Ровенская АЭС рискует повторить судьбу Запорожской.
Увольнение гендиректора РАЭС в разгар войны Петр Котин объяснил двумя причинами.
«Во-первых, ОП «Атомэнергосервис» реализует мощный проект – это запуск хранилища для отработанного ядерного топлива и установка первого контейнера (имеется в виду централизованное хранилище для отработанного ядерного топлива трех АЭС на площадке ЧАЭС – «Главком»). Никто не оспаривает технический опыт Павлишина – он эту работу может организовать в условиях военного положения», – так сначала объяснил Котин причины перевода Павлишина на другую работу.
В то же время глава «Энергоатома» обвинил Павлишина в том, что «за последний год на РАЭС было очень большое количество нарушений – такого нет ни на одной АЭС».
«Мы обсуждали этот вопрос, продолжается расследование с участием Государственной инспекции по ядерному регулированию. На станции была плохая тенденция сокрытия тех нарушений… Приблизительно 20 дней назад произошло такое событие, но о нем не было сообщено ни дирекции компании, ни надзорным органам. Поэтому государственный регулятор с учетом этих событий отозвал лицензию у Павла Павлишина во исполнение обязанностей по осуществлению организационно-распорядительных функций для обеспечения ядерной и радиационной безопасности. И я не мог оставлять на должности человека, у которого нет лицензии», – перечислил свои аргументы Петр Котин.
Депутаты сразу отреагировали на эту информацию.
«Во-первых, вы сказали, что есть проект, и там есть потребность в усилении профессионалом, а вторая часть ответа была о том, что этот профессионал допустил много нарушений. Первая причина противоречит второй», – обратил внимание Андрей Герус и предоставил слово бывшему гендиректору РАЭС Павлу Павлишину, который в последние 10 лет руководил атомной станцией.
Экс-руководитель РАЭС Павел Павлишин опроверг все обвинения
«В последние пять лет мы выполняем план, наша станция занимала первое или второе место среди всех АЭС… Мы ничего не скрывали», – рассказал Павел Павлишин. Он пожаловался на непрерывные служебные расследования работы АЭС в течение последнего года, тогда как за предыдущие девять у гендиректора не было вопросов и никакого такого расследования.
«Из-за запущенных 10 служебных расследований, персонал уже просто не знает, что делать. Идет постоянное давление… Я знаю, что лицензионная комиссия не собиралась, а именно она имеет право принимать решение отозвать лицензию. Но если это произошло, я буду в судебном порядке оспаривать решение о лишении лицензии. Я не понимаю, что происходит вокруг РАЭС. Здесь близ белорусской границы», – напомнил Павлишин.
Действительно, Ровенская АЭС находится в зоне постоянного риска, ведь нельзя исключать угрозу очередного вторжения России со стороны Белоруси. Поэтому представители местного сообщества города Вараш, где расположена АЭС, также возмущены кадровыми изменениями на станции во время войны и ищут правду в Киеве.
«К нам обращаются люди, профсоюз, городской голова Вараша, все депутаты Варашского совета, нардепы. И все призывают обеспечить безопасность РАЭС... Почему тогда вы не реагируете на других своих подчиненных, где намного хуже показатели работы АЭС. Вспомним об Олеге Бояринцеве, которого контрразведка в марте задержала по подозрению в государственной измене, а он же вице-президент НАЭК «Энергоатом». Интересно, почему вы не отреагировали на то, что есть подозрение человеку, отвечающему за безопасность всех АЭС, ставит туда своих руководителей по безопасности в период войны с Россией. Что у вас за такое раздвоение личности?» – допрашивал Котина народный депутат от «Слуг народа» Александр Аликсийчук.
Позиция министра энергетики
Далее слово попросил министр энергетики Герман Галущенко: «У нас сегодня разрешение вопроса трудового спора между Павлишиным и Котиным? Я считаю, что это ответственность президента компании назначать кого он хочет, он должен за это отвечать. Сейчас я вообще не слышу, что мы обсуждаем вопросы атомной безопасности… а вопросов много: как функционирует рынок электроэнергии, где НАЭК несет ключевую нагрузку. Сейчас стоит вопрос строительства новых энергоблоков блоков – это требует принятия ряда законов, без которых невозможно построить ни одного энергоблока. А защита станции – это вопрос ВСУ. О чем мы здесь говорим?» – спрашивал министр Галущенко, который, кстати, когда-то работал вице-президентом в «Энергоатоме». В свое время о нем также говорили как о креатуре одиозного Деркача.
Резко негативно на выступление министра снова отреагировал депутат Александр Аликсийчук: «Мне интересна ваша позиция по Бояринцеву, почему вы не отреагировали?». Но ответа уже никто не услышал, потому что в бой вступила «героиня» заседания депутат Анна Скороход: она стала перекрикивать других депутатов, уверяя много раз подряд, что ей «неприятно оказаться в ситуации, когда в стране война, когда у нас стоит проблематика с отопительным сезоном…». Дальше прямая цитата депутата: «А мы играем в песочнице с ребятами, которые, простите, меряются своими достоинствами. Может, пусть сами они там мерятся, а мы в это не будем лезть. Меня интересует, чтобы мы решали вопросы национальной безопасности в энергетике».
Андрей Герус призвал Скороход «прекратить балаган», но она уже и не думала останавливаться. Поэтому глава объявил перерыв в работе комитета и пообещал собрать всех позже. Учитывая, что депутаты подняли тему государственной измены в атомной энергетике, следующее заседание будет не менее эмоциональным.
Наталка Прудка, «Главком»