Боги войны. Почему Россия перешла к тактике Второй мировой
Оккупанты попробовали вести современную войну, но столкнулись с неприятным сюрпризом
После провала блицкрига, немного оправившись от первых поражений, армия агрессора начала очередную фазу наступления на Украину. Официальная цель этого этапа – полный захват Донецкой и Луганской областей. Наступление сопровождается массированными артобстрелами. В то же время США, Великобритания, Канада и Нидерланды приступили к предоставлению нашей стране тяжелых артиллерийских систем.
Почему артиллерия сейчас так важна, что побудило Россию перейти к советской тактике ведения войны 80-летней давности, и какими должны быть артиллерийские войска Украины после победы, рассказывает «Главком».
Вперед в прошлое
Мощная, несколько дней, артиллерийская подготовка, а затем танковые «кулаки» и пехота – это классика советского подхода ведения наступательной войны. Но даже германские войска в 1941 году так не поступали: сначала массированными авиаударами они выводили из строя львиную долю авиации советской армии и аэродромов, после чего начинали наземное наступление.
Подобная тактика (прежде всего – использование авиационных ударов) была доведена до совершенства в 1991 году во время боевой операции по освобождению Кувейта «Буря в пустыне». Почти полтора месяца, с 17 января по 24 февраля, США и союзники методично «гладили» позиции Ирака с воздуха, прежде выведя из строя ПВО и авиацию. Затем началась наземная операция, длившаяся всего четыре дня. Потери коалиции были минимальными.
Россия, следует признать, в первые дни полномасштабной войны против Украины также попыталась применить современную тактику ведения боевых действий в надежде вывести из строя украинские ПВО и аэродромы. Но оккупанты столкнулись с неприятным для себя сюрпризом. Ничего из запланированного не вышло. Так, вражеская пропаганда убеждала, что россияне обезвредили военную инфраструктуру Украины, но уже идет третий месяц войны, а наше ПВО работает еще лучше, а авиация продолжает выполнять боевые задания.
Хотя, по идее агрессора, всего этого уже давно не должно быть. Возможно, так и случилось, если бы в русской армии были современные и образованные генералы.
Дело в том, что в советские времена Украина в случае войны с НАТО должна была стать форпостом, и принять главный удар на себя, максимально ослабив рвущегося в Москву врага. Что бы он, проще говоря, увяз. Соответственно, в Украине было самое современное по советским меркам вооружение, и его было много. У нас и сейчас одно из сильнейших ПВО в Европе. Да, пусть устарела, но достаточно эффективна: в условиях незакрытого неба за два месяца войны сбито 181 самолет, 201 оперативно-тактических беспилотников и 154 вертолетов противника – в целом очень приличный показатель.
И теперь армия страны-агрессора постреливает своими ракетами (среди которых, надо отдать должное, есть и вполне современные, но их все меньше, а пополнять уже нечем) и возвращается к старой доброй традиции – «гладить» позиции противника артиллерией, пуская за ним пушечное мясо. «Бабы еще нарожают».
Гримасы Будапешта
Как рассказывает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Александр Коваленко, военная тактика России не меняется со времен противостояния СССР и НАТО.
«Китайцы как-то с удивлением комментировали, что масштабные общевоенные учения вооруженных сил РФ «Восток-2018», проходившие на Дальнем Востоке и Забайкалье, ничем не отличаются от столь же масштабных маневров «Запад-81». Полная аналогия. Артиллерия, танковые «кулаки» и т.д. То есть, за 40 лет ничего не изменилось, российская армия унаследовала старые советские методички, она не эволюционирует», – констатирует эксперт.
По словам Коваленко, сейчас в российской армии 80% выполнения огневых задач – то есть задач на уничтожение противника, приходится на ракетные войска и артиллерию. Остальные – удары с воздуха и корабельная огневая поддержка. В США, например, зеркальное соотношение. Впрочем, у нас, надо признать, сейчас аналогичная российской ситуация, ничего не поделаешь – остатки «совка». Но есть большая разница – мы ни на кого не нападаем.
Итак, массовое применение российскими войсками артиллерии – дело для них обычное. Но ракетные войска и артиллерия Украины не хуже, а порой в чем-то и лучше. По словам Александра Коваленко, еще в советское время артиллерийским частям, расположенным в Украине, уделялось более серьезное внимание, чем танкам и бронетехнике (другими словами, ствольной и реактивной артиллерии в процентном отношении было больше). И по профессиональным навыкам наши артиллеристы были и круче. В СССР из шести артиллерийских командных училищ три размещались в Украине – в Сумах, Одессе и Хмельницком (еще были в Ленинграде, Коломне и Тбилиси).
Технически и технологически наши ракетные войска и артиллерия находятся практически на том же уровне, что и российские. Все те же самоходные артиллерийские установки, оставшиеся в наследство от СССР: 152-мм самоходные гаубицы «Мста-С» и «Акация», 152-мм самоходное орудие «Гиацинт-С» и 120-мм авиадесантное самоходное орудие «Нона». 203-мм самоходная пушка «Пион» и 122-мм плавающая гусеничная самоходная гаубица «Гвоздика». Ракетные системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч».
В противотанковом вооружении у нас явное преимущество: вместо старых советских орудий «Рапира» (где расчет – семь человек плюс водитель, и попробуй еще оружие под огнем противника вывезти) в Украине теперь массово используются мобильные «Корсары», «Стугна-П» и «Джавелины».
А вот в чем украинская армия уступает – это в оперативно-тактических ракетных комплексах. У нас из подобного вооружения есть только опять же давно устаревшие «Точка» и «Точка-У» (недостаточная точность, максимальная дальность 120 км и очень высокая вероятность быть сбитой современными комплексами ПВО). Есть современные разработки, но до массового производства они еще не дошли.
И еще проблема – мы достаточно сильно уступаем количеством артиллерийского вооружения. То, что должно быть по штату – все есть, но в случае потерь – компенсировать это проблематично. Украине во время распада Советского Союза досталось около 18 тыс. различных артиллерийских систем, но здесь злую шутку сыграл Будапештский меморандум. Любая угроза «благодаря» гарантам нашей безопасности, среди которых тиснилась и Россия, перестала восприниматься, и большинство нашего вооружения было распродано – в страны Африки и Ближнего Востока.
На консервации оказался неликвид, и чтобы привести его в нормальное состояние, необходимы значительные средства. С 2014 года, после начала украинско-российской войны, было выведено из консервации около 2 тыс. единиц разного артиллерийского вооружения, при этом стоимость капитального ремонта «Акации», например, составляла 3 млн грн, а «Граду» – 2 млн грн. Сегодня стоимость восстановления выше, по меньшей мере, вдвое – все-таки прошло еще восемь лет, а техника ржаветь не перестала.
Что нам сейчас нужно
В принципе, сейчас Украине в пользу любая помощь, но наиболее необходимы современные оперативно-тактические ракетные комплексы, способные преодолевать российскую ПВО и поражать объекты вражеской инфраструктуры на далеком расстоянии, в том числе – и на временно оккупированных территориях. В частности, на Россию повлияла бы наша способность поразить базу ЧФ в оккупированном Севастополе и Керченского моста в нашей акватории. Уничтожение моста на территории России уже будет рассматриваться ООН как не освободительная война, а агрессивная. Согласно резолюции ООН, утвержденной Генеральной ассамблеей организации 14 декабря 1974 года, агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.
К системам, способным легко поразить цели в оккупированном и милитаризованном Крыму, в частности, относится американский оперативно-тактический ракетный комплекс MGM-140 с баллистическими ракетами. Там много модификаций, но Украине вполне подойдет вариант Block 1A: дальность 300 км, 275 впечатляющих элементов в боеголовке. Ракета способна изменять траекторию полета и высоту в процессе приближения к цели.
Кроме того, нам требуются тяжелые самоходные артиллерийские установки (САУ).
Один из вариантов, который уже практически решен – это тяжелая самоходная гаубица немецкого производства PzH 2000. Но здесь есть два тонких момента. Первый: в САУ калибр – 155 мм, а у нас таких снарядов нет в принципе, это стандарт НАТО. Второе: самоходки (свои) будут почему-то поставлять Нидерланды, а Германия взяла на себя обязательство поставлять только боеприпасы. Весьма удивительный формат.
Идеальный, конечно, вариант – это передача Украине САУ советского производства, которые до сих пор находятся на вооружении в странах бывшего Варшавского договора – в Польше, Румынии, Чехии, Болгарии. Оно нашим артиллеристам и более привычно (хотя научиться на автоматизированных западных установках – дело нескольких недель), и с боеприпасами, по мнению Александра Коваленко, нет проблем. Несмотря на то, что украинская арта продавалась в Африку и Ближний Восток в комплекте со снарядами, несмотря на уничтожение диверсантами складов в Новобогдановке, Лозовой, Балаклее и Калиновке (а это около 500 тыс. тонн боеприпасов – 25,5 тыс. железнодорожных вагонов) у нас до сих пор много.
Будущее украинской артиллерии
Учитывая, что уже сейчас могут возникнуть проблемы с использованием иностранной военной помощи из-за несовпадения калибра снарядов, в дальнейшем Украине просто необходимо будет переходить на стандарты НАТО и налаживать производство боеприпасов калибра 155 мм.
Кстати, сейчас в Украине разрабатывается колесная самоходная гаубица «Богдана», в которой заложена возможность применения снарядов калибра как 152 мм, так и 155 мм. Такой, своего рода, переходный вариант – старые снаряды все равно нужно как-то использовать.
Уже принятая на вооружение реактивная система залпового огня «Ольха» – глубокая модернизация РСЗО «Смерч» (к сожалению, к началу войны этих установок сделали очень мало). Создаются «Бастионы» – модернизации «Градов» и «Ураганов». При участии Саудовской Аравии разработан (к войне уже готовились испытания) оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром-2» – это более продвинутый аналог «Искандера».
Но все это вопрос времени. Пока же главная задача украинских ракетных войск и артиллерии – при поддержке западных партнеров утилизировать как можно больше ресурсов российской армии. Чтобы скорее наступил мир и началась активная модернизация нашего государства и нашего войска.
Андрей Кузьмин, «Главком»