Куркули с красным флагом. Что перепадет государству от пророссийских партий
Минюст обнаружил у запрещенных политсил много счетов, но сколько на них денег?
6 сентября Верховный суд вынес первое финальное решение о запрете политических партий в Украине. За бортом оказалась партия имени пророссийского блогера Анатолия Шария, который сбежал почему-то в Европу. В судебном решении Восьмого апелляционного админсуда, который оставила без изменений «вышка», сказано, что «пропагандист Шарий, что проживает за рубежом с 2012 года, распространяет российскую пропаганду и пропаганду украинофобии путем распространения видеосюжетов с целью дискредитации Украины».
Помимо запрета партии Шария суды распорядились конфисковать ее имущество, средства и другие активы в собственность государства. Такая же участь ждет и еще десяток пророссийских партий, за которые во время войны взялись правоохранители.
19 марта президент Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и приостановил деятельность 11 партий во время военного положения. В «черный список» попали:
- Оппозиционная платформа – «За жизнь»;
- Партия Шария;
- «Наши»;
- Оппозиционный блок;
- «Левая оппозиция»;
- «Союз левых сил»;
- «Государство»;
- Прогрессивная социалистическая партия Украины;
- Социалистическая партия Украины, партия «Социалисты»;
- Блок Владимира Сальдо.
Министерство юстиции должно было обеспечить юридическое сопровождение для дальнейшего запрета указанных партий судами.
Какие партии запрещены и какие еще судятся
Фронт политической войны был перенесен на Западную Украину. Полем боя Минюст избрал Восьмой апелляционный административный суд, расположенный во Львове. Туда поступали иски министерства о запрете деятельности пророссийских партий, а также конфискации их имущества и активов. В авральном порядке во львовский суд даже направили дело о запрете Коммунистической партии. Ее с 2014 года рассматривал Киевский окружной административный суд, однако не смог привести в порядок.
В конце концов Минюст вышел абсолютным победителем. Суд первой инстанции вынес запрет в отношении 16 партий, в том числе и коммунистов, с конфискацией их имущества. То есть юридически было доказано, что эти партии вели антиукраинскую деятельность и продвигали пророссийские нарративы.
Координатор гражданской сети «Опора» во Львовской области Тарас Радь, посещавший судебные заседания, обратил внимание на интересную деталь. По его словам, на момент рассмотрения исков Министерства юстиции в суде первой инстанции вопрос возможной конфискации активов и имущества партий выглядел несколько декларативно. Ведь по тем судебным делам, к которым был предоставлен доступ эксперту, вопросы имущества и активов партий практически не упоминались, кроме четырех объектов недвижимости Социалистической партии Украины.
«Возможно, Минюст не до конца исследовал, чем обладают политические силы, пропагандирующие «русский мир». Или специально задекларировало возможность конфискации имущества с последующим изучением фактов. То же самое касается и ареста счетов. В ходе судебных заседаний ни разу не звучали суммы, лежащие на счетах политических партий. Может так случиться, что у некоторых из них не будет ни копейки за душой. Прежде имею в виду партии, которые выполняли информационный сопровд для определенных задач. Правда, партии типа Оппозиционной платформы – «За жизнь» точно имели финансирование, в том числе государственное как парламентская политическая сила», – отметил он в комментарии «Главкому».
Девять политических сил: «Наши», Блок Владимира Сальдо, «Государство», «Левая оппозиция», Партия справедливости и развития, Оппозиционный блок, «Русь Единая» (это бывшая Партия политики Путина), Коммунистическая партия Украины и Рабочая партия Украины (марксистско-ленинская) не стали обжаловать решение. А семь: Социалистическая партия Украины, Партия Шария, «Социалисты», Прогрессивная социалистическая партия Украины, Союз Левых Сил, Оппозиционная платформа – «За жизнь» и «Счастливая Украина» пошли в Верховный суд.
Засекреченное партийное имущество
В середине августа на заседании правительства был утвержден порядок перехода в собственность государства имущества, средств и других активов запрещенной судом политической партии, ее областных, городских, районных организаций, первичных организаций и других структурных образований.
«Постановление Кабмина определяет логистику процесса перехода имущества партий в собственность государства, ответственные за это органы и определяет сроки, в течение которых эти органы должны совершить определенные действия. Сроки там достаточно малы, поэтому если у Минюста будет на руках окончательное решение о запрете партии, то на конфискацию ее имущества должно было идти не более одного-двух месяцев. Думаю, такой процесс уже инициирован, или вскоре будет запущен в отношении девяти партий, которые не обжаловали решение о запрете», – отметил «Главкому» аналитик движения «Честно» Игорь Фещенко.
Согласно правительственному постановлению, будут охотиться на имущество запрещенных партий Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА), органы местного самоуправления, предприятия, учреждения разной формы собственности. Соответствующие запросы им будет посылать Минюст.
В пресс-службе АРМА «Главкому» сообщили, что получили уже более 300 запросов от Министерства юстиции по розыску имущества политических партий. Работа по этому направлению длится несколько месяцев. Больше подробностей ведомство не раскрыло.
Игорь Фещенко отмечает, что ранее политические силы представляли финансовые отчеты, которые сейчас могли бы пролить свет на количество их имущества. Но в апреле 2020 года парламент внес изменения в законодательство и разрешил партиям не представлять финансовые отчеты вплоть до завершения карантина, связанного с пандемией коронавируса. Эту правку нардепы спрятали в пакете изменений в законы, которые должны помочь бизнесу пережить карантин. Правда, именно для бизнеса ослабление по отчетности и уплате налогов было рассчитано на несколько месяцев, а для партий – вплоть до завершения карантина. Старые отчеты, которые можно было раньше найти на сайте НАПК, сейчас не отображаются из соображений безопасности представителей партий, их работников, подрядчиков и доноров на оккупированных территориях, добавляет Фещенко.
Богатые ленинцы и «бессеребренники» из партии коллаборанта
Пока самой богатой из запрещенных является Коммунистическая партия. У последователей Ленина насчитали 60 объектов недвижимости, среди которых нежилые помещения и квартиры едва ли не по всей Украине, в том числе в Крыму, более 50 счетов в банках, 16 автомобилей (старики «Славуты» и «Волги»), 10 печатных средств массовой информации и две торговые марки. Такую информацию «Главком» получил по своему запросу.
«КПУ является крупнейшим собственником недвижимого имущества среди всех украинских партий, в том числе среди тех, кто летом запретил. Но надо понимать, что чуть ли не половина этого имущества – на оккупированных территориях. И хотя оно формально будет переведено в собственность государства, распорядиться им будет невозможно до деоккупации. Например, в Крыму у КПУ есть 12 объектов недвижимости», – отметил эксперт Фещенко.
Лидеру украинских коммунистов Петру Симоненко также грозит конфискация имущества. Это предусматривает статья 109 Уголовного кодекса («Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или захват государственной власти»), по которой на него в 2014 году было открыто уголовное производство. Симоненко в парламенте выразил поддержку пророссийским активистам Донецкой, Луганщины и Харьковщины.
Уголовное дело Симоненко легло в основу судебного решения о запрете Компартии, которое в этом году вынес львовский суд.
В других запрещенных партиях Минюст обнаружил либо банковские счета, либо вообще ничего. Так, у Оппозиционного блока – 17 счетов, у «Левой оппозиции» – 10, четыре – у партии «Наши» и один счет у партии «Государство». При этом сумма средств на этих счетах в запросе не конкретизируется, поскольку составляет банковскую тайну.
«Имущество, принадлежащее политическим партиям Блок Владимира Сальдо, «Русь Единая», Партии справедливости и развития, их областным, городским, районным организациям, первичным центрам и другим структурным образованиям не обнаружены, а также не обнаружены счета, открытые в финансовых учреждениях», – отмечают в министерстве.
Кстати, процесс запрета ряда партий в Украине, вероятно, повлечет за собой тектонические оползни на местах. Еще в июне Кабинет министров зарегистрировал в Верховной Раде проект закона, касающийся статуса депутатов местных советов. Одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата местного совета может стать вступление в законную силу решения суда о запрете деятельности политической партии, от местной организации которой выдвигалось и было избрано соответствующее лицо.
«Законодатель использует два логических хода, – рассказывает Тарас Радь из «Опоры». – Первый – применение коллективной ответственности, чем-то напоминающее разновидность люстрации. Второй – индивидуальный подход, но он более сложный в реализации. Хотя и более демократичный. В условиях войны государство, очевидно, пойдет по более простому пути».
Виталий Тараненко, «Главком»
Читайте также: