Россия обвинила Романа Цимбалюка в экстремизме. Интервью с адвокатом украинского журналиста
МИД Украины уже отреагировало на сообщение о возбуждении дела против журналиста
Российские власти возбудили против украинского журналиста Романа Цимбалюка дело из-за экстремизма. Об этом на своей странице в Facebook сообщил российский адвокат Николай Полозов, взявшийся защищать Цимбалюка. По словам юриста, первоисточником информации о возбуждении дела стало сообщение, размещенное на пропагандистском ресурсе Russia Today еще 8 декабря. Причиной обвинений в экстремизме этот сайт со ссылкой на «источник» называет «опубликованные Цимбалюком на YouTube ролики, содержащие признаки разжигания вражды и ненависти по отношению к членам социальных групп «россияне» и «представители власти в России». О каких именно высказываниях украинского журналиста идет речь, не сообщается.
«Мне нечего сказать – делом занимается Полозов», – ответил Цимбалюк по просьбе «Главкома» о комментарии. По словам Николая Полозова, пока дело касается административной ответственности, но защитник журналиста не исключает переквалификации ее на уголовную. В случае жесточайшего наказания статья 282 Уголовного кодекса России предусматривает до шести лет тюрьмы.
МИД Украины уже отреагировало на сообщение о возбуждении дела против журналиста. В ведомстве считают, что Россия продолжает «выжигать медийную среду».
«МИД и посольство в Москве на связи с Романом Цимбалюком. Как украинский гражданин он будет пользоваться нашей полной поддержкой», – сказал спикер МИД Олег Николенко.
В интервью «Главкому» адвокат журналиста Николай Полозов рассказал, что именно инкриминируют Роману Цимбалюку, почему российские власти сейчас возбудили дело против единого аккредитованного в России украинского журналиста и какова вероятность, что мы увидим второе «дело Романа Сущенко»?
«Дана команда разобраться с Цимбалюком»
Россия винит Романа Цимбалюка в экстремизме. Вы уже ознакомились с материалами дела, в чем заключается экстремизм?
Нет, мы еще не ознакомились. Официальную информацию можно получить только 24 декабря в Прокуратуре Центрального административного округа Москвы. Пока вся информация это то, что опубликовала Russia Today. Но доверия к этому ресурсу никакого нет, поэтому обсуждать то, что они опубликовали, не имеет никакого смысла. Между тем, вероятно, речь идет о нескольких административных делах по статье 20.3.1 Кодекса административных правонарушений, касающейся дел экстремистского направления.
На своей странице в Facebook вы написали о том, что дело может быть переквалифицировано на уголовное, поскольку граница между «административным» и «криминальным» экстремизмом очень тонкая. Что имеете в виду?
В статье 20.3.1. речь идет о том, что административная ответственность наступает за разжигание ненависти или вражды только при условии, что отсутствуют признаки уголовного деяния, то есть статьи 282 Уголовного кодекса. Этот предел может определить только эксперт. Как правило, проводится психолого-лингвистическая экспертиза. Но мы прекрасно понимаем, в том числе из опыта дел украинских политзаключенных, какие они выносят приговоры. В подавляющем большинстве случаев эти приговоры выносятся в интересах российской власти. В этом случае, думаю, тоже решили начать с малого, административных статей. Но гарантии, что это не станет уголовным делом, конечно, никто не дает.
Обсуждали ли вы с Романом, какие именно его действия могли спровоцировать возбуждение дела?
Очень сложно сказать, что на уме у российских властей. Очевидно, что присутствие Романа Цимбалюка, его открытая позиция в отстаивании интересов Украины вызвало изжогу у российских властей. Наверное, решили, что уже хватит. Он был единственным аккредитованным украинским журналистом в России. Очевидно, была дана команда с ним разобраться. Это заказная кампания против него, потому что из-за разных провластных пропагандистских помоек уже сливается о нем разная информация с дискредитацией, что он якобы украинский шпион. То есть все признаки заказной кампании налицо. Такие вещи без санкции власти в России не происходят.
«Наша цель – пройти все инстанции в Европейский суд»
Другими словами, вы хотите сказать, что юридическим способом доказать невиновность вашего подзащитного будет невозможно, потому что это политическое дело. Но в чем тогда будет состоять ваша задача как адвоката?
Подобные действия властей РФ против Романа Цимбалюка – это прежде всего нарушение его права на свободу высказываний, на свободу слова, а также препятствие журналистской деятельности. Эти права предусмотрены, в том числе, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Наша основная цель – не сосредотачиваться на абсурдных обвинениях, которые российские власти предъявляют Роману Цимбалюку. Наша цель – пройти все необходимые инстанции, как этого требуют положения Европейского суда по правам человека и обратиться затем в Суд с требованием признания незаконными все решения российской власти и выплатить компенсации. В случае ее получения, мой подзащитный передаст ее в пользу детей крымскотатарских политзаключенных.
Роман не первый год работает в России и его позиция, высказывания не секрет ни для кого. Что послужило для обвинений в его адрес именно сейчас, в восьмом году войны между Украиной и Россией?
Российский режим – это не монолитная история, это то, что происходит в динамике. Мы видим, что все эти процессы стремительно деградируют. То есть то, что, например, еще два года назад было приемлемым, те красные линии, которые режим не переходил, сейчас с радостью переходит. Это такое свойство (власти), теперь добрались и до Романа.
«В политических делах оправдательных приговоров не бывает»
Насколько велика вероятность, что это дело превратится во второе «дело Романа Сущенко» и Цимбалюк, как и его украинский коллега раньше, окажется в тюрьме?
Достоверность такой опасности всегда существует. Очевидно, что Россия – это не демократическое государство, здесь, к сожалению, силовики заказывают музыку. Конечно, вопрос безопасности Романа Цимбалюка стоит очень остро.
А где сейчас сам Роман Цимбалюк? Если в России, то советуете ли ему уехать?
В целях безопасности я не могу раскрывать место нахождения Романа. Могу сказать, что все необходимые советы и консультации я Роману предоставляю. Мы находимся в постоянном контакте.
От чего будет зависеть течение расследования, какова вероятность, что Россия его оправдает и не придется обращаться в Европейский суд?
В России в принципе по общеуголовным делам оправдательных приговоров 0,3%. И тем не менее власть не удовлетворена, потому что очень много оправдательных приговоров. По политическим делам их не бывает совсем. Поэтому рассчитывать на какое-либо снисхождение или лояльность со стороны российской власти абсолютно не стоит. Здесь следует жестко отстаивать свою позицию, в том числе в международных инстанциях.
Предоставляет ли вам помощь государство Украина? Какой именно поддержки нуждаетесь?
Не знаю как Роману, мне такие предложения пока не поступали. Поддержка граждан Украины со стороны государства является ее обязанностью, я думаю. Нужна консолидация западных партнеров по этому вопросу, доведение до них информации и выработка решений, которые каким-то образом смогут помешать властям России совершать такой произвол.
Михаил Глуховский, «Главком»