ГБР назвало причину авиакатастрофы Ан-26 с курсантами
Следователи пришли к выводу, что причиной катастрофы стало разрешение на взлеты самолетов конвейерным способом
Главной причиной аварии тренировочного самолета Ан-26 в Харьковской области в сентябре 2020 года стало разрешение на взлеты конвейерным способом. Такие выводы расследования озвучил начальник следственного отдела ГБР Вадим Приймачок.
«Меньше восьми месяцев понадобилось следственной группе ГБР для того, чтобы разобраться с обстоятельствами трагедии, унесшей жизни 26 военнослужащих Вооруженных Сил Украины», – отметил Приймачок.
Он рассказал, что за период следствия следователи ГБР провели около 150 экспертиз: 27 судебно-медицинских, 71 генетико-молекулярных, 25 сравнительных молекулярно-генетических, 5 фоноскопических, 2 экспертизы видеозвукозаписи, 2 компьютерно технические, 5 почерковедческих, а также - взрывотехническую, комиссионное военную, дополнительное комиссионное военную, судебную психологическую, химическую экспертизу нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, экономическую, инженерно-транспортную.
Также следователи ГБР допросили более 70 свидетелей и 29 потерпевших. Обеспечено проведение более 20 временных доступов к важным документам и вещей и их одновременная выемка.
Во время досудебного расследования специалисты Главной инспекции Министерства обороны Украины провели техническое расследование катастрофы, выводы которого подтверждено экспертным путем.
Следствие установило основные причины трагедии:
- незаконное допущение к полетам в составе экипажа курсантов, которые не завершили соответствующую Программу подготовки;
- незаконное предоставление руководителем полетов разрешений на посадку-взлет самолета Ан-26Ш «конвейерным» способом;
- не предоставление руководителем полетами практической помощи неподготовленному экипажа при отказе двигателя на самолете;
- издание документов, что позволяли упражнения, не предусмотренные Руководством летной эксплуатации самолетов АН-26, которые не обеспечивали безопасность полетов;
- систематическая организация полетов с большим чем разрешено количеством курсантов на борту;
- незаконные разрешения на полеты в ночное время без необходимой квалификации командира экипажа.
Следователь отметил, что основной причиной трагедии стал незаконное разрешение на взлеты самолета конвейерным способом.
«В связи с тем, что происходило взлет конвейером, указанная поломка не смогла быть обнаружена экипажем своевременно, а была обнаружена на этапе взлета, при скорости, которая уже не позволяла осуществить посадку, так как в данном случае могли быть непредсказуемые последствия.
Как следует из материалов расследования, действия подозреваемых по организации и проведению учебных полетов с курсантами фактически были направлены на экономию времени полетов и топлива, которого явно не хватало для удовлетворения учебных потребностей. Однако, никоим образом нельзя соизмерять сэкономленные минуты и литры топлива с потерянными жизнями 26 человек», – сказал начальник отдела следственного управления ГБР.
В частности, к уголовной ответственности привлечено шесть человек, а именно:
- командующий Воздушными силами ВСУ Сергей Дроздов (под личным обязательством);
- бывший командир воинской части А4104 Вячеслав Глазунов (под арестом в СИЗО) и два его заместителя (у обоих – ночной домашний арест);
- бывший руководитель полетами на аэродроме «Чугуев» Александр Жук (под арестом в СИЗО);
- в то время исполняющий обязанности начальника Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба (ночной домашний арест).
«В отношении всех применены предупредительные меры, один содержится под стражей», – сказал Приймачок.
Отметим, «Укроборонпром» не нашел нарушений при ремонте самолета Ан-26, который разбился в Чугуеве.
Самолет Ан-26 ВВС Украины разбился вечером 25 сентября 2020 года в Чугуеве, на его борту находились офицеры и курсанты Харьковского национального университета воздушных сил, всего 27 человек. Выжил только один курсант. Самолет разбился во время посадки.